Общеизвестно, что советские киносказки всегда отражали настроение эпохи и делались в расчёте на взрослых зрителей тоже, и авторы могли встраивать в повествование определённые культурные коды — иной раз даже нечаянно.
Допустим, советский «Винни-Пух» (1969 - 1972), вовсе не похожий на британский первоисточник, выглядит, как ...история взаимоотношений между разными типами советских интеллигентов 1970-х. Итак, оно могло бы выглядеть следующим образом:
1. Винни-Пух — персонаж с высшим техническим образованием, но с гуманитарной жилкой. Первый в своём роду имеет диплом. Бывший походник.
Поёт бардовские песни собственного сочинения (кричалки и вопилки), друзья - хвалят, но по факту оно — ужас, и хорошо заходит исключительно под водочку (в мультфильме её «роль» играет мёд). Всесторонне-творческая, громкая личность.
Экстраверт-балагур. Изобретатель. Отличный мужик. Но очень уж навязчивый и бесцеремонный. Пострадал от баб, хотя сам их всегда бросал первым. Платит алименты.
2. Пятачок — тихий и мечтательный гуманитарий из образованного семейства, работает в каком-нибудь издательстве или «институте по изучению чего-нибудь», пишет стихи (в стол). Романтичен.
Видит в людях исключительно прекрасное, но постоянно ошибается. До слёз и — запоев (столь же тихих, как он сам). Никак не может найти любовь, страдает по той-единственной, которая давно — жена лучшего друга и мать троих детей.
Обожает книги и рассуждения. В таких, как Винни-Пух усматривает бодрую и подлинно-мужскую стихию (особенно, когда выпьют и запоют про баб). Скорее всего, живёт с родителями.
3. Кролик — сноб и неплохо пристроенный, но не подлый и вполне воспитанный. Занимает должность в НИИ, соображая в деле так себе, зато - активный деятель, знающий «как правильно». Умеет складно говорить.
Ещё в юности продвинулся по общественной линии, хотя в этом смысле неискренний - и лишь карьерист. Адепт здорового образа жизни. Стильно и модерново обставленная квартира. Очки — заграничные.
К своим товарищам относится чуть снисходительно. Они к нему — тоже. Читает журнал «Иностранная литература» и Агату Кристи. Крепко женат, хотя, как говорят, не слишком верен. Но лишь - говорят.
4. Ослик Иа — диссидент, печальник, художник-неудачник, нонконформист. Во всём видит подвохи. Слушает по ночам Би-Би-Си и «Голос Америки». Дома грязно, зато есть «самиздатовская» литература.
Читает наизусть стихи Серебряного века. Знает пару иностранных языков. Пьёт всё, что горит. Был женат на талантливой поэтессе, которая от него ушла к такому вот Винни-Пуху или, что ещё ужаснее — к Кролику.
Страдает. Одет неряшливо, но есть фирменные джинсы и замшевая куртка. Рассуждает о проторенессансе, постимпрессионизме и «...политональных наложениях у Бриттена» с печальной изысканностью.
5. Сова — пожилая тётка «из бывших», с корнями — возможно, дворянскими. Не очень грамотная (всего три класса гимназии успела кончить, а тут Революсьон), потом — агро-школа при Наркомземе и курсы машинописи при Малом Совнаркоме.
Мудрая и всего нахватавшаяся. Знает жизнь. Когда-то была красавицей и звездой курортов. Любила комиссаров. Сейчас доживает свой век в ...квартире своих же предков, некогда «уплотнённую» пролетариатом...
Но теперь — после расселения центра — полностью в её распоряжении. Дубовые шкафы эпохи Керенского, венские стулья, французские сервизы — бешеной стоимости, но с отбитыми ручками. Эстетка.
Интересно, что из всех героев Алана Милна создатели советского мультфильма выбрали только тех, кто мог бы вписаться в привычный мир 1970-х годов...
Zina Korzina (c)