Найти тему
Александр Лектер

Сначала Индии не понравился Су-57, теперь ругают Т-90МС

В Нью-Дели заказали большую партию российских танков, но при этом демонстрируют недовольство

В начале ноября в Нью-Дели был подписан договор, по которому Министерство обороны Индии выплатит в общей сложности 3,12 млрд. долларов за поставку в течение четырех лет 464 российских основных боевых танков Т-90МС, сообщает Defense News. Из них 1,2 млрд. получат наши Уралвагонзавод и Рособоронэкспорт за передачу технологий. Остальные деньги индусы выплатят своему концерну за сборку бронемашин.

В Индии будет производиться до 80% комплектующих для Т-90МС. Но основные компоненты — двигатель и трансмиссия — пойдут из России. А они составляют до 45% стоимости танка.

464 Т-90 МС хватит для того, чтобы оснастить десять полков индийской армии. Первые 64 машины должны быть готовы не позже 3,5 лет со дня подписания контракта. Ритмичность производства должна быть на уровне 120 машин в год или 10 в месяц.

При этом в контракте заложена мина замедленного действия, от которой может пострадать российская сторона. Уралвагонзавод несет материальную ответственность за задержки при производстве и перерасход средств. В случае выявления срывов сроков поставок Т-90МС или превышения их стоимости на российское предприятие будут налагаться штрафы.

Как принято в Индии после прихода к власти переориентировавшей страну на Запад партии «Бхаратия джаната парти», контракт с Россией немедленно вызвал целый ряд комментариев негативного характера. Хоть некоторые из них противоречат здравому смыслу.

Утверждается, например, что 80-процентная локализация производства танков в стране — это очень мало. И что надо стремиться к разворачиванию полностью индийского производства. Словно не было трех предыдущих контрактов, по которым в сумме предстояло передать индийской армии 1657 основных боевых танков Т-90С. По тем контрактам локализация составляла всего лишь 40%. Теперь она увеличилась в два раза. Но индусы все равно недовольны.

Критика распространяется и на «неоправданную дороговизну» проекта, что приведет к разбазариванию оборонного бюджета. И это тоже искажение реального положения вещей. По новому контракту каждый более совершенный танк Т-90МС обойдется Индии на треть дешевле, чем предыдущая модификация — Т-90С.

Надо сказать, что принятие Уралвагонзаводом ответственности за ритмичность производства, как показывает опыт, дело слишком рискованное. Дело в том, что на Heavy Vehicles Factory, где будут клепать «броню», при выполнении заказа на Т-90С то и дело срывались планы поставок.

Изменение внешнеполитического курса Индии отразилось буквально на всех сферах военно-технического сотрудничества с Россией. И особенно сильно в области закупок самолетов. Индия демонстративно вышла из совместного проекта создания истребителя пятого поколения на базе Су-57. Заявив, что это плохой самолет, не относящийся к пятому поколению.

Однако в области бронетехники Индии деваться некуда. Потому что других вариантов у индийского Министерства обороны, кроме как покупать российскую технику, нет. Предопределено это не только соотношением цена/качество, которым обладает российская бронетехника.

Почти весь танковый парк Индии — российский:

— 2000 танков Ajeya, которые являются модернизированными в местных технологических условиях советскими Т-72;

— 1500 российских танков Т-90С.

Из своих — 240 танков Arjun.

Что касается Arjun, то это была попытка индийской промышленности создать свой танк, чтобы больше не зависеть от иностранцев. Однако она была не вполне удачной. Получилось примерно то же самое, что и с индийским легким истребителем четвертого поколения.

Этот танк начали конструировать в 1974 году, предполагая в общей сложности получить более двух тысяч машин, не уступающих по боевым возможностям советским Т-72. Конструировали методом проб и ошибок более 30 лет. Серийное производство было развернуто в 2006 году. Однако оно было остановлено после получения 124 танков. Качество оказалось невысоким. При этом конструкторы не смогли полностью отказаться от иностранных комплектующих. Например, два пулемета — 12,7 мм и 7,62 мм — были советскими. Двигатели и трансмиссия производились в Германии.

Пожалуй, единственное, что было хорошо в танке, так это ходовые качества. В итоге было решено разработать его вторую модификацию — Arjun Mk II. Его производство началось в 2013 году. Было выпущено 118 танков. Несомненно, это был шаг вперед. Причем и в технологическом отношении — локализация производства достигла 90%.

В Индии научились воспроизводить немецкие двигатель и трансмиссию. Появилась динамическая защита брони, правда, она российская — «Контакт-5». Нарезную пушку заменили гладкоствольной, что дало возможность запускать через ствол противотанковые управляемые ракеты. В танк были введены некоторые системы, без которых он не может считаться современным. Например, в прицельной системе появился прибор ночного видения.

Вторая модификация хоть и приблизилась к лучшим танкам третьего поколения, но все равно не встала с ними вровень. А вот по цене Arjun Mk II некоторые успешные машины переплюнул. Он стоит 6,3 млн. долларов, в то время как, например, израильская «Меркава» — 6 млн.

Вполне понятно, что конкурировать с российским Т-90 «Арджун» не в состоянии. Ни по цене (российские танки продаются за 3−4 млн. долларов за машину), ни по боевым возможностям. Поэтому вместо двух с лишним тысяч танков выпустили лишь двести с лишним. На том и ограничились. Так что все разговоры о том, что российские танки неоправданно дороги для Индии не имеют под собой никакой почвы.

К слову, в модификации Т-90МС появились элементы, которых нет ни в «Арджуне», ни в Т-90С.

Прежде всего, это комплекс активной защиты «Арена-Э». Вместо динамической защиты брони «Контакт-5» установлен более эффективный «Реликт». Использована более совершенная прицельная система «Калина». Наконец, танк оснащен более мощной пушкой 2А46М-5.

-2

-3

-4