Торжество фантасмагории, утопии, и пост-иронии в спектакле Александра Молочникова «Светлый путь. 19.17» в МХТ им. А.П. Чехова
Художественный театр им. А. П. Чехова был основан К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в конце XIX века и уже с самого начала своего пути мог громко заявить о себе. На этой сцене зрителей знакомили с легендарной драматургией Горького, Булгакова, ну и конечно Чехова. «Чайка» всегда была визитной карточной театра.
Что сегодня происходит на сцене МХТ? Известно, что Табаков любил приглашать к себе молодежь. Он считал, что молодые актеры должны избавить театр от пафоса и наигранности. Плоды этого подхода мы наблюдаем и сегодня.
Алексей Молочников, молодой актер, которому нет и 30-ти, уже в 2014 году дебютировал в качестве режиссера со своим спектаклем «19.14», который был посвящен столетию с начала первой мировой войны. «Светлый путь. 19.17» — это некое продолжение того спектакля, но уже совсем о другой эпохе.
Спектакль повествует о событиях 1917 года и дальнейшем укреплении «машины коммунизма». При этом режиссер не пытается пересказывать нам учебник истории. Какие-либо исторические рамки в спектакле созданы лишь для того, чтобы зритель не потерялся в происходящем и видел, как собирался образ коммунистической России.
В центре сюжета — межклассовая история любви пролетария-шахтера Макара (в исполнении А. Быстрого) и интеллигентной учительницы балета Веры (В. Исакова).
Завязка сюжета строится на том, что Макар просто ищет воду, но люди слишком занятые политическими дебатами и просто игнорируют его. Волей судьбы, юноша связывается с большевиками. Они сулят бедному Макару сметану из облаков и наделяют бесценной способностью извлекать воду из рук и заварку из мизинца. Взамен Макар отдает большевикам сердце, меняя на «особое» механическое, которое он должен слушать несмотря ни на что.
Мне кажется, образ Макара представляет собой не отдельного человека, а целый народ, уставший от голода и готовый поверить во что угодно. Сердце народа с этого момента находится у большевиков, а искусственное сердце — это своеобразная попытка синтетически и насильственно создать нового человека.
Образ второй главной героини Веры более неоднозначен. Иногда кажется, что ее вообще никогда не существовало. Думаю, не случайно ее зовут Вера — она всегда приходит к Макару в момент сомнения или победы. И на самом деле все, ради чего он борется — чтобы у Веры была та самая несуществующая и призрачная сметана.
В спектакле интересно смешивают совершенно разные мультимедийные эффекты. Например, на экране покажут хронику года («Штурм Зимнего дворца»,1920), забавно высмеивая ее, художественные фильмы («Светлый путь» 1940 года, «старик Хоттабыч» 1956 года) и корометражки, снятые создателями спектакля.
Интересно разгадывать и отсылки к истории и культуре того времени. Можно долго рассмотреть образы поэта и художника, спорящих о новом народном искусстве. Герои полярны. Образ художника отсылает нас к авангардистам, футуристам с их порывами к свержению всего старого «…с парохода современности». А вот поэт и его отношение к тому, что происходит, напоминает скорее судьбу О. Мандельштама и других репрессированных поэтов и писателей.
Такое внимание к деталям в спектакле прослеживается во всем. Даже в цветовом решении. Когда на сцене появляется И. Верник в своих красных носках и черном костюме, мы сразу понимаем, что это за герой. Цвета усиливают и контраст между художником и поэтом. На одежде первого — красный крест. Даже цвет пулеметных лент военных — белый, красный и зеленый, соотносится с противоборствующими силами —белогвардейцами, большевиками и эсерами.
Искренне впечатляют массовые сцены. Люди в них безличны и движутся единой стихийной колонной, как поезд, или носятся в животном крике или экстазе. Одна из самых сильных сцен, на мой взгляд — создание коммун под ритмичный вой актеров.
«Светлый путь. 19.17» — простой спектакль, но раскусывать и смаковать образы в нем можно очень долго. Если бы я расписала все детали — получился бы целый реферат. Поэтому предлагаю вам срочно отправляться в МХТ и самим знакомиться с этой интереснейшей и неоднозначной постановкой.
Обычный билет стоит от 1500 рублей, но для студентов Московского Политехнического Университета — всего 350.
Автор: Дарья Праг