Важно - не глухонемые!!! Этот термин устарел и не используется потому, что глухой ребенок будет немым только лишь при отсутствии работы с ним. А если заниматься - прекрасно будет разговаривать ртом. Не говоря уже и о развитой среди глухих системе альтернативной коммуникации.
Я Ольга, логопед и многомама, и в этой рубрике я сейчас рассказываю обо всех возможных случаях, с которыми может встретиться логопед в своей практике, для развенчания мифа "логопед - это про букву РЭ" 😉
К сожалению, сегодня у меня тут будет филиал Википедии, потому что глухих детей я лишь видела на практике, сама же с ними не работала . Поэтому немного общих фактов .
Если ребенок уже родился глухим, то его речь не развивается без специальной работы - такой ребенок начинает издавать звуки, может гулить, но лепетать уже не начнет и постепенно умолкнет. Если же ребенок потерял слух в более позднем возрасте, уже имея развитую речь - то далее все зависит от среды.
Если устная речь каким-то образом оказывается востребована среди окружающих, она сохранится, разовьётся навык читать по губам, возможно потребуется помощь логопеда для поддержания собственной речевой функции. Если ребенок попадает преимущественно в среду глухих, жестовая речь постепенно заменит устную .
Те или иные остатки слуха имеют даже так называемые тотально глухие дети, поэтому сурдопедагоги занимаются их развитием. Иногда возникают дискуссии на тему того, стоит ли вообще заниматься развитием этого самого восприятия, ведь все равно впоследствии взрослые глухие чаще всего предпочитают среду себе подобных и общаются при помощи жестовой речи. Этот вопрос каждый родитель такого ребенка решает для себя сам, большинство все же выбирает путь максимального развития всех возможностей ребенка .
Возможны два пути развития слуха у глухого ребенка - кохлеарная имплантация, либо использование слуховых аппаратов. Но даже прооперированные в раннем возрасте дети все равно должны ещё научиться слышать, научиться пользоваться устной речью, и это долгая и кропотливая работа сурдопедагога и логопеда.
Стоит написать о глухих детях, как неизменно следует вопрос - а что с речью у слепых ?
А ничего такого, товарищи 😊 За исключением одного очень специфического нарушения - тактильной дислексии, связанной с нарушением распознавания шрифта Брайля. В остальном же нет никаких нарушений речи, связанных именно с отсутствием зрения у ребенка. У детей с нарушениями зрения может наблюдаться задержка речевого развития, но я даже не могу написать здесь "как правило" 😊 Потому что может наблюдаться, а может и нет .
Да, таким детям труднее даётся формирование понятий, да и имеющиеся понятия сформированы таким образом, что зрячему не понять 🤔 Поэтому бывает, что слепой ребенок может наделять слово совершенно не тем значением, какие его наделяют зрячие люди. Но это - не речевое нарушение .
Как и у детей без нарушений зрения, у слепых и слабовидящих детей могут наблюдаться в качестве сопутствующего дефекта алалия, дизартрия и тп. В этом случае нарушение зрения, конечно, осложнит работу логопеда, в случае если ему придется справляться без тифлопедагога .