Ноябрь 1940 года.
Полицейский № 13881 только что заступил на смену. Положив руку на дубинку, он спокойно вышагивал по обочине шоссе. Мимо в двух направлениях летели машины. Нежно припекало утреннее солнце. Ничто не предвещало неприятностей...
А через пять минут он уже кричал в телефонную трубку:
- Господин комиссар! Прошу вас, санитарную машину за мной скорее!
- Что стряслось, Джек?
- Я ничего не соображаю, ничего. Мне кажется, я схожу с ума... Мост стал закручиваться!
- У тебя в башке мозги закручиваются, - оборвал полицейского комиссар, но бросил в микрофон: - Патрульную машину к Тахомскому мосту!
Полицейскому не привиделось. Он это понял, когда совсем рядом взвизгнул тормозами черный "форд". Шофер высунул голову из кабины, взглянул на мост и застыл с открытым ртом.
А с мостом творилось неладное. Его центральный пролет длиной в восемьсот метров кренился сначала влево, потом медленно вправо, потом опять влево, точно палуба огромного корабля в качку.
Когда патрульная машина прибыла, найти полицейского №13881 было уже невозможно. На глазах у огромной толпы пролет ходил ходуном, сбрасывая в воду покинутые автомобили.
Через несколько часов стальные фермы хрустнули, и гордость американских инженеров - новенький Тахомский мост - с огромной высоты рухнул в воду...
КТО ВИНОВАТ?
Сразу же после Тахомской катастрофы на место происшествия съехались технические эксперты.
Долгое время они проверяли чертежи и расчёты, качество металлоконструкций, бетона и строительных работ...
Вывод комиссии был неожиданным - Тахомский мост разрушен ветром!
СИЛЬНЕЕ УРАГАНА.
Заключение экспертов опубликовали газеты. В редакцию тотчас посыпались письма возмущенных читателей. Все они сводились к одному: эксперты - шарлатаны, даром едят свой хлеб, ведь в день катастрофы ветер едва шевелил листья деревьев. Где уж ему было разрушить Тахомский мост! Однако заключение экспертов абсолютно точно.
Мосты колеблются незаметно для человеческого глаза, но постоянно. Для каждого из них число колебаний строго определено. Оно зависит от габаритов сооружения, его конструкции, местности...
Когда солдаты вступают на мост, они сбивают ногу обязательно: если частота их шагов совпадет с частотой колебаний моста, мост может рухнуть, как было в случае с железнодорожным пешеходным мостом на станции Пушкино в 70-е годы. В то утро на станцию прибыло два поезда одновременно - один с пионерлагерем, а другой с солдатами местного гарнизона. С двух платформ они одновременно поднялись на пешеходный мост. Говорят, что пионеры с флагами и транспарантами шли строем. Через пару минут, мост накренился и рухнул. Для очень многих тогда всё закончилось трагически. Люди, падая, цеплялись за электропровода и гибли от тока. Но в Тахомской катастрофе солдаты ни при чем. Их роль сыграл слабый ветерок. Огибая мост, он образовывал небольшие вихри. Частота их совпадала с с частотой колебаний моста и раскачала сооружение, как качели.
Инженеры ожидали чего угодно, только не этого. Тахомский мост был расчитан с большим запасом прочности. Он мог выдержать ураганный ветер, а развалился в чудесный тихий день.
По этой же причине неожиданно падают высокие заводские трубы, столбы высоковольтных передач, лопаются подвесные нефте- и газопроводы. Так что слабый ветерок порой бывает гораздо сильнее урагана.
А недавнее происшествие в Волгограде с таким же подвесным мостом, как будто из той же оперы, но итог другой. Мост после жесточайших колебаний не был разрушен. Не пострадало даже дорожное полотно. После тщательного осмотра на нем не было обнаружено ни единой трещины. Что уже аномально. До сих пор это является загадкой для специалистов, посмотрим, сумеют ли они её разгадать.