Найти тему
Сергей Лукин

Диктаторские режимы и информационные автократии

Информационные автократии – это современные недемократические режимы, их ещё называют гибридными режимами, а некоторые из них, как Россия, являются конкурентными авторитарными.

В недемократических режимах всегда есть диктатор, который, при помощи террора заставляет подчиняться ему. Для удержания власти диктаторы используют как насилие, так и идеологию. Население должно жить в страхе и жить вымышленными идеалами, например, коммунизмом.

Для содержания армии, полиции, идеологических сотрудников, такому режиму нужны ресурсы. Поэтому диктаторы кровно заинтересованы в экономическом росте для содержания этого аппарата принуждения и одурачивания.

Поскольку диктатор собирается удерживать власть бесконечно долго, то у него больше стимулов содействовать экономическому росту, чем у демократических правителей. Кроме того у диктатора нет никаких ограничителей для реализации различных экономических идей. Если они эффективны, это дает преимущество диктаторскому режиму.

Сталин, Гитлер, Мао, Пиночет носили военные мундиры для демонстрации силы. Только она помогала им удержаться у власти.

Сегодняшние нелиберальные руководители выглядят по-другому. Они носят серые костюмы, как и демократические лидеры. Например: Фухимори, Орбан, Эрдоган и Путин. Орбана пока нельзя назвать автократом, но он гордится тем, что строит нелиберальную демократию в Венгрии.

Эти режимы по-прежнему стараются сохранять в своих руках всю власть. Но не за счёт страха и насилия, а за счёт популярности. Они пытаются быть любимыми, а не пытаются делать так, чтобы их боялись. Поэтому, когда они используют насилие – они используют его скрытно. Они используют его не очень много и пытаются отказаться от ответственности за гибель их оппонента, или, если с ним что-либо случается. Они пытаются относиться к этому так, как будто это сделал кто-то другой. Словно это не связано с политическими проблемами.

Раньше были показательные казни: диктаторы гордились тем, что им удалось расправиться с оппонентом. Это и понятно. Раз нужно запугать население, значит показательные казни гораздо эффективнее для удержания власти.

В сегодняшних автократиях практически нет идеологии. Автократы говорят: мы такие же демократы как и на Западе. Только Запад извратил свои западные идеи либерализмом. А мы хотим защищать истинные западные идеи. Они даже утверждают, что являются большими демократами, чем западные лидеры. В этом смысле они пытаются противодействовать Западу.

Авторитарные лидеры совсем другие по образованию и опыту. Они более образованы в сравнении с диктаторами и это важно, потому что им приходится имитировать демократию. А это очень сложно.

За последние 50 лет происходит переход от старой модели к новой. Новый автократ хочет убедить население в том, что он компетентен. Он не хочет убедить, что он имеет какое-либо божественное происхождение. Ему не нужна великая идеология.

Он просто хочет сказать: я более компетентный лидер. Если я буду управлять этой страной - у вас будут более высокие доходы и выше качество общественных благ. Если меня не будет – жизнь будет хуже.

Для этого автократу нужен контроль над средствами массовой информации. Именно поэтому таких руководителей называют информационными автократами.

Но этого не достаточно. Если есть большинство, которое верит пропаганде, то обязательно существует меньшинство, которое видит, что что-то идет не так. Главный вопрос: что делать с этим меньшинством?

Поскольку более образованные люди более информированы, это меньшинство правильнее называть элитами. В элиту входят люди с высшим образованием. А люди без образования в этом случае называются публикой, обществом или массами.

Чтобы удержаться у власти, нужно убедить большинство, что автократ компетентен, и нужно делать так, чтобы большинство не рассказало меньшинству, что автократ не компетентен.

Очевидно, что бывают компетентные, талантливые автократы, которые приводят свою страну к процветанию и феноменальному экономическому росту.

Один из таких –Ли Куан Ю. Этот пример часто используется во всем мире, как раз и автократами, для аргумента в пользу авторитарного правления. Опыт Сингапура показывает, что при автократии возможен быстрый экономический рост.

Успехи Ли Куан Ю невозможно отрицать. Это действительно честный и талантливый недемократический лидер. Но, кроме ближневосточных монархий, Сингапур – единственная недемократическая страна, где у людей высокий уровень дохода.

Тем не менее все остальные автократы говорят: мы как Ли Куан Ю. Мы компетентны. Пытаются рассказать при помощи государственных средств массовой информации, что нужно верить, что этот лидер талантлив.