Переговорщики из Киева избрали весьма необычные подходы при обсуждении будущего «украинской трубы». Отказавшись при обсуждении нового соглашения от поиска компромиссов, нахождения баланса интересов, снижения планки требований и стоимости услуг, украинцы поднимают градус напряжения, а вместе с ним и транзитные ставки. И выставляют свои «хотелки» под видом «новых инициатив».
Рекордный рост тарифов
Нынешние требования Киева по тарифам гораздо выше прежних. Цифры просто шокировали руководство «Газпрома» и России. Может сложиться впечатление, что «Нафтогазу» дана команда ни при каких обстоятельствах не заключать взаимовыгодный контракт. Если так, тогда становится понятной (и по-своему логичной) странная позиция украинских переговорщиков: результатом упорствования в своих однозначно неприемлемых претензиях к «Газпрому» может стать только срыв переговорного процесса, как минимум на данном этапе.
Однако на словах Киев «за» скорейшее разрешение спора. Значит тут другое – стремление Украины измотать Европу, и заставить её включиться, оказать давление на Москву.
Киев объясняет сверхвысокие цифры без обиняков. Они называют это тарифной матрицей, стимулирующий «Газпром» прокачивать как можно больше газа: с ростом объёмов снижаются расценки. Во всяком случае, так утверждает руководитель «Нафтогаза» Юрий Витренко.
Сохранение украинской ГТС за счет России
Однако, совсем о другом говорит тот же Витренко в более «приватном» Facebook. Тут уже речь идёт о том, что цифры «нормальные», поскольку они близки к европейским и базируются на стремлении «амортизировать» украинскую «трубу», компенсировать расходы украинского же оператора. За чей счёт? Ну не за украинский же! – считает глава украинской структуры. По его мнению, содержать украинскую национальную госкорпорацию должен… «Газпром».
Таким образом, по мнению эксперта НАН Украины В. Землянского, продавливаемая Киевом через тарифы «ускоренная амортизация трубы» подтверждает опасения нулевых перспектив и скорой деактуализации самой ГТС. Поэтому украинцы и стремятся сорвать куш напоследок.
Подобный подход не может удовлетворять Москву, и решения по газотранспортному спору, скорее всего, будут найдены на полях Парижского саммита 9 декабря, где экономические вопросы будут решаться волей ведущих политиков Европы и России.