Найти тему
Нижний Сейчас

Нижегородский минтранс “постеснялся” назвать цену модернизации транспортной системы

О модернизации транспортной системы Нижегородской агломерации рассказал министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев на заседании комитета по транспорту и дорожному хозяйству Законодательного собрания 9 декабря 2019 года.

“Ежегодно общественный транспорт области перевозит порядка 400 млн пассажиров. Более 1 млрд рублей мы можем сэкономить, ускорив перемещение пассажиров на 1 минуту”, – начал Саватеев.

Основной проблемой текущего положения, по его словам, является сформированный за годы “бесконтрольного хаотичного развития” рынок серых перевозок. В результате упал спрос на муниципальный транспорт. В числе ключевых проблем, как и уже многие годы, называются: загруженность улично-дорожной сети, несвязность территорий, несбалансированный спрос на виды городского транспорта, задублированность маршрутов, высокий уровень износа и низкий уровень качества общественного транспорта.

“В рамках первого этапа предлагается модернизировать транспортную систему в границах агломерации, ядром который является Нижний Новгород”, – отметил министр транспорта.

Речи о повышении тарифов пока не идет, так как не разработана полностью математическая модель концепции. Тарифы будет устанавливать оператор, частнику в таком случае будет называться стоимость, за которую он будет выходить на маршрут.

В периметр транспортной агломерации предлагается включить г. Дзержинск, г. Городец и г. Заволжье (Городецкий район), г. Балахна, г.о.г. г Бор, г. Кстово, г. Арзамас, г. Богородск.

В рамках первого этапа модернизации в Нижнем Новгороде планируется обновление подвижного состава. Инвестиционный период составит от 5 до 7 лет. Затраты на обновление инфраструктуры будут реализованы за первые 2-3 года программы. Кроме этого, предполагается масштабная модернизация трамвайной и троллейбусной сети.

“Мы проработали возможность развития трамвайной сети в Сормово и Щербинках. Это позволит обеспечить практически беспересадочное сообщение. Условно вторым этапом проекта станет работа с городами-сателлитами. Мы рассматриваем возможность строительства транспортно-пересадочных узлов при участии РЖД, также мы прорабатываем  проект строительства канатной дороги. Оценивается две альтернативы: станция метро Заречная – парк “Швейцария” и станция метро Заречная ГБУ “Мыза”.

Для организации перевозок и управления всей этой системой будет создан единый оператор. Право управления перевозками будет передано либо по концессионному соглашению, либо подведомственному минтрансу учреждению. Деньги, полученные за проезд от пассажиров, будут поступать в бюджет региона. Оператор, в свою очередь, будет распределять доходы между перевозчиками вне зависимости от числа перевезенных пассажиров, а с учетом пройденного автобусом расстояния.

Павел Саватеев также уточнил, что регион сможет устанавливать единую стоимость проезда, контролировать соблюдение социальных тарифов.

“Одним из способов кардинального решения многих проблем общественного транспорта являются, так называемые, брутто-контракты. Суть заключается в том, что субъект РФ или орган МСУ за счет бюджета региона закупает весь необходимый объем услуг городского пассажирского транспорта общего пользования у частных предпринимателей. То есть, за деньги бюджета города закупается определенный объем авточасов, по которым владельцы транспорта осуществляют движение своих автобусов по существующей маршрутной сети. Маршруты будут продаваться. Перевозчики будут участвовать в конкурсах на покупку маршрутов. Пассажиры при этом оплачивают каждый свою поездку, а эти деньги собираются и передаются обратно в бюджет города”, – пояснил Саватеев.

Итогом внедрения такой концепции должно стать уменьшение использования личного транспорта. 75% опорной сети составят электротранспорт и муниципальные автобусы, остальные 25% – маршрутное такси. К 2030 году ожидается рост поездок на электротранспорте в 3 раза.

После доклада председатель комитета Владимир Солдатенков (фракция “Единая Россия”) попросил уточнить сроки реализации и финансовую сторону вопроса.

“Это пилотная проработка. Цифры у нас сейчас есть, но мы не хотим, чтобы они шли в массу. Если концепция будет всеми принята, то следующим этапом как раз станет определение экономической эффективности. Будет определено, где мы убираем дублирующие маршруты, где нам логичнее “пересадить” пассажиров с одного транспорт на другой. Цифра есть, но она очень большая, но я бы постеснялся ее сейчас называть, мы работаем над ее снижением. Приступить к первому этапу в 2020 году. Мы планируем заказать научно-исследовательскую работу, где будет определено количество пассажиропотока в зависимости от сезонности, направления”, – ответил Саватеев.

“Вот когда мы перейдем к финансовому плану, тогда и надо будет говорить в отношении данного проекта, потому что сейчас сложно дать оценку”, – высказался депутат Леонид Гойхман (“Единая Россия”).

Депутат Владислав Атмахов (ЛДПР) попросил в свою очередь проработать вопрос по разгрузке “красных хорд” города, которые стоят и вечером и утром: ул. Родионова – Казанское шоссе, пр. Гагарина и Сормовское шоссе – ул. Коминтерна, и доложить об этом на следующем комитете.

“Я уверен, то, что вы предлагаете, это, если не идеально, то близко к правильному. Во-первых, вы не выносите на рынок тему убыточных маршрутов. Эта тема вообще перестает существовать и все риски на себя берет оператор. Мы уже пришли к тому, что расписание является социальной гарантией, потому что человек приходит на остановку и через какое-то время он гарантированно уедет. И вот за это надо платить. Я предлагаю данную концепцию поддержать”, – сказал Василий Суханов (“Единая Россия”).

Председатель комиссии по транспорту городской Думы Нижнего Новгорода Станислав Прокопович (фракция “Единая Россия”) попросил министра привлечь к работе над концепцией департамент транспорта и комиссию по транспорту.

“У нас столько программ появилось, что и нам можно запутаться. Планируете ли вы привлечь город, какой транспорт планируете закупить, чтобы мы понимали, может какую-то помощь могли оказать?”, – спросил он.

“Привлечение города, безусловно, будет. Скорее всего, на первом этапе реализации, когда будет определяться, какие дублирующие маршруты не нужны, когда будем решать где и с какого вида транспорта пассажиров необходимо пересадить”, – ответил Саватеев.

“Город никогда не исключался из разработки данной программы. Обсуждение программы уже прошло при губернаторе. Кроме этого, на госсовете по транспорту при президенте данная программа была признана компетентной и взята для тиражирования в других субъектах”, – пояснил и.о. заместителя губернатора Нижегородской области Сергей Морозов

Он также уточнил, что в основу концепции был заложен комплексный опыт зарубежных стран, а также Москвы с Санкт-Петербургом.

Депутаты все-таки настаивали внести какую-то ясность в планируемые сроки.

Саватеев пояснил, что все данные о пассажиропотоках от операторов и от “Ситикард” планируется получить примерно в середине – конце лета 2020 года. Оператор также будет объявлен в 2020 году. Сама концепция будет готова после математической модели.

В итоге предложенная концепция модернизации была поддержана членами комитета.

Напомним также, что в регионе с конца 2017 года законодательно существует Нижегородская агломерация. В нее входят Нижний Новгород, Дзержинск, Богородский и Кстовский районы. Принятие этого закона в большей степени было обусловлено решением региональных властей вновь забрать на уровень области градостроительные полномочия. За два года конкретных мер по развитию агломерации принято не было, в начале января 2019 года губернатор Глеб Никитин поручал разработать дорожную карту ее развития.