Гигантская машина в небе, а из нее - как пчелы из улья - вылетают самолеты меньшего размера. Многие надеются, что это будет так же круто, как летательные аппараты S.H.I.E.L.D в «Мстителях». Бессмысленный проект? Возможно - но сегодня эти идеи возвращаются снова.
База летающих самолетов может показаться фантастической идеей, но инженеры годами пытались создавать такие машины. Даже Boeing 747 Jumbo Jet пытался приспособиться к роли летающей базы самолетов. Сегодня - благодаря дронам - идея вернулась в новом выпуске.
Первый старт с летающей базы
Первые попытки создания летающих авиационных баз не намного моложе самой авиации. Еще в 1916 году в Великобритании была построена летающая лодка Porte Baby. Эта большая 3-х моторная разведывательная машина была легкой целью для немецких пилотов благодаря своим размерам, малой скорости и ограниченной маневренности.
Идея обеспечить его безопасность была совершенно головокружительной - самолет Bristol Scout был помещен в верхнюю плоскость, с которой в 1916 году были проведены успешные испытания, - самолет успешно отсоединился от своего авианосца. Несмотря на подтверждение возможности взлета с воздуха, испытания были приостановлены, а самолеты Porte Baby были выведены из эксплуатации. Однако это не было концом мечтаний о летающих аэропортах.
Дирижабли вступают в игру
Чуть позже англичане предприняли собственные попытки взлета с воздуха, которые планировали обеспечить воздушное прикрытие для своих разведывательных дирижаблей проекта 23. Оба проекта были отменены после окончания военных действий, хотя в середине 1920-х годов идея была краткой и без значительных успехов, тестирование воздушных взлетов на самолете de Havilland Humming Bird.
Идея использования дирижаблей в качестве летных баз для самолетов была разработана американцами. Именно в Соединенных Штатах были предприняты первые попытки в 1920-х годах не только взлететь, но и приземлиться в воздухе, что было гораздо более сложным маневром. Задача была решена с помощью крюков, которыми самолет зацепился за выступающий элемент конструкции.
Успешные попытки повысили ожидания от летающих баз, о чем свидетельствует концепция дирижабля с классической взлетно-посадочной полосой. Ччто было успешно реализовано на практике. Испытания были проведены, среди прочего с использованием немецкого Цеппелина, захваченного после войны, они оказались настолько многообещающими, что дирижабли Акрон и Макон были построены с возможностью рамещения нескольких самолетов на борту.
Что если не дирижабли?
Дирижабли, однако, много слабых сорон. Хотя они имели относительно высокую грузоподъемность и дальность полета и, кроме того, могли находиться в воздухе в течение многих дней, они также были относительно медленными, имели ограниченную маневренность и в случае атаки были довольно легкой целью. Решением оказалось использование достаточно больших самолетов, и некоторые из протестированных в то время решений первоначально имели гражданское применение.
В качестве примера можно привести короткий композитный набор MAYO, разработанный во второй половине 30-х годов в Великобритании. Это была очень своеобразная конструкция. Роль базы сыграла огромная летающая лодка Short Empire, на которой был установлен 4-х моторный гидросамолет S.20 Mercury.
Этот набор должен был обеспечить диапазон, необходимый для выполнения коммерческих, межконтинентальных транспортных рейсов, в том числе прежде всего в Соединенные Штаты. Short Mayo Composite вылетел из Великобритании и полетел в сторону Америки. На границе дальности полета базового самолета - Short Empire делала разворот и возвращалась в Великобританию, и меньший самолет начал самостоятельный полет из середины Атлантики в Соединенные Штаты.
В 1928 году таким образом был осуществлен первый коммерческий трансатлантический полет с востока на запад. Хотя Short Mayo Composite подтвердил свою эффективность, перед лицом развития авиации он оказался тупиком эволюции, и в последующие годы его роль перешли на самолеты с достаточно большой дальностью полета.
Русские отряды Звено
Первый успех был достигнут россиянами, которые перед Второй мировой войной проводили эксперименты с самолетом ТБ-3 и небольшими истребителями Поликарпова, создавая летательные аппараты под названием Звено. Важно отметить, что согласно советской концепции, отдельные самолеты предназначались не только для защиты его во время длительных полетов, но и в некоторых вариантах, для выполнения роли независимых небольших бомбардировщиков, способных точно атаковать точечные цели.
Хотя отряды Звено не зафиксировали впечатляющих достижений в своем отчете, следует отметить, что в 1941 и 1942 годах они использовались в бою в небольших масштабах - всего было выполнено около 30 миссий. Пока это единственный случай, когда самолеты взлетающие и приземляющиеся с летающего авианосца принимали участие в боевых действиях.
Немецкие многоцелевые разработки
Немецкий истребитель Messerschmitt Me 328, разработанный с 1941 года, представляет собой гораздо менее известную разработку: эта одна из первых, чрезвычайно простая установка, небольшой и легкий реактивный самолет должн был доставляться к месту событий немецкими бомбардировщиками. В роли перевозчиков, должны были использоваться, такие машины, как Heinkel He-177, Junkers Ju 388 или Dornier Do-217.
Предполагалось, что стоимость производства одного Me 328 будет в четыре раза ниже, чем у обычного истребителя, и самолеты должны были использоваться для защиты их носителей, а также взлетающих с воздуха легких бомбардировщиков. Хотя были проведены довольно продвинутые испытания, проект не был завершен.
В качестве летающих бомб использовались многоцелевые самолеты. В конце Второй мировой войны немцы использовали решение под названием Mistel, в котором бомбардировщик без экипажа, наполненный взрывчаткой, нес на фюзеляже меньший пилотитруемый самолет. После наведения на цель пилот отсоеденялся от бомбордировщика продолжал свой последний полет к цели.
Сопровождение американских стратегических бомбардировщиков
Конец Второй мировой войны не прекратил работы над летающими авиационными базами. Американцы начали работу, изначально планируя обеспечить прикрытие для своего стратегического бомбардировочного флота. Результатом этих действий стал самолет McDonnell XF-85 Goblin - небольшая машина, разработанная с нуля как элемент оборудования больших самолетов. Планировалось, что во время рейдов около 10%
машин вместо бомб он будет нести 3-4 истребителя.
У Goblin не было шасси - взлет и посадка должны были осуществдяться в воздухе. В 1948 году было построено два прототипа. Довольно быстро оказалось, что посадка была очень проблематичной из-за турбулентности, вызванной несущим судном. Это было решено с помощью телескопической стрелы, но через год проект был закрыт.
Однако это не означало отказа от самой концепции - проект FICON (Fighter Conveyor) разрабатывался с начала 1950-х годов. Согласно его предположениям, машина, которую перевозил бомбардировщик, должна была быть больше, чем XF-85, и обладать гораздо лучшими характеристиками Republic F-84 Thunderjet. Чуть позже аналогичные испытания были проведены и в Советском Союзе с самолетами Ту-95 и МиГ-19.
Было протестировано несколько конфигураций - как подвеска под фюзеляжем, так и необычный способ соединения кончиков крыльев. Во втором варианте один бомбардировщик должен был нести два меньших самолета. В то же время концепция их использования изменилась - меньшие машины должны были быть не только эскортом, но, как и в отрядах Звено играть роль быстрых бомбардировщиков, несущих маленькие атомные бомбы.
Проект FICON сумел дойти до финала - было выпущено около 10 самолетов-носителей и 25 машин меньшего размера. Однако их никогда не использовали по назначению - в течение двух лет они использовались как разведывательный самолет. В 1956 году проект был закрыт, а построенные самолеты были выведены из эксплуатации.
Jumbo Jet входит в игру - летающий авианосец Boeing 747 AAC
Концепция была введена сравнительно недавно - в 1970-х годах. В 1973 году по инициативе Boeing началась работа по модернизации Boeing 747 Jumbo Jet таким образом, чтобы самолет мог перевозить меньшие самолеты. Важно отметить, что идея зацепить что-нибудь под крылья или фюзеляж была заброшена - меньшие самолеты должны были вписаться в фюзеляж перевозчика.
Разработанная концепция предполагала, что один Boeing 747 будет нести 10 микросамолетов. Из-за ограничений, накладываемых шириной корпуса, было необходимо разработать специальную машину с небольшим размахом крыла, не превышающим 5,18 метра. Несмотря на небольшие размеры, микро-самолеты должны были нести широкий спектр оружия, что позволяло им выполнять миссии против самолетов и наземных целей.
Важно отметить, что модернизированные Jumbo Jets должны были быть настоящими авианосцами - верхняя палуба самолета была предназначена для ангара, а внизу была взлетная палуба, с которой самолеты должны были покидать материнский корабдь. На борту Jumbo Jet также были комнаты для пилотов и механиков палубы - всего более 60 человек. Чтобы быстро восстановить боеспособность вернувшегося самолета, было создано решение, которое позволяло заправить микро-самолет за 30 секунд.
Предполагалось, что Boeing 747 AAC сможет запускать две микросамолета каждые 80 секунд, а авианосцы будут работать группами по 10 машин, что даст мощную огневую мощь, обеспечиваемую 100 бортовыми микросамолетами. Несмотря на эту концепцию, было предложено, чтобы машины радиолокационного наблюдения дальнего радиуса действия AWACS также были оснащены двумя микро-самолетами. По словам Боинга, проект был технически осуществим в 1970-х годах. Почему же тогда он не был реализован? Оствется загадкой.
Кому нужны летающие авианосцы?
Причина в их ненужности была довольно прозаической. Хотя дизайн был впечатляющим, он был просто не нужен. Это означало сложность в виде внесения новой и возможно роковой ошибки в конструкцию комплекса, когда его функции успешно выполнялись командами ВВС и американскими базами, разбросанными по всему миру. Кроме того, возможности микропланов были намного меньше, чем у обычных машин, и риск, связанный с разрушением летающего авианосца, считался слишком высоким.
Идея вернулась спустя почти полвека. В течение нескольких лет, с развитием беспилотных летательных аппаратов. Производители БПЛА убеждены в перспективности использования этих машин в будущем. Среди идей, летающая базы дронов. Более того, благодаря роботам и 3D-принтерам такой летательный авианосец может не только отправлять в бой различные беспилотные летательные аппараты, но и - при необходимости - производить и ремонтировать их на регулярной основе. Это звучит как фантастика? На данный момент это может показаться так, но давайте вспомним, что некоторое время назад сказками считалось, что человек когда-нибудь окажется в космосе.