Найти тему

Как развивалась экономика-Чуда Южной Кореи?

Корея маленькая страна восточной Азии на южной части Корейского полуострова. После освобождения её от Японской империи Советами с севера и американцами с юга, а также после безуспешной гражданской войны в результате которой ни одна из сторон не добилась решающего преимущества Корея осталась расколотой на север и юг, при этом южная её часть в дальнейшем смогла совершить то что многие позднее назвали Южнокорейским экономическим чудом.

Сегодня этот Азиатский Тигр, имеет свои мировые бренды (LG, SK Group, Samsung, SK Group, Hyundai, Daewoo) которые известны всему миру

Все это появилось в стране которая ещё в 1950-ые находилась на одном уровне с беднейшими государствами планеты. Только в 1953 году закончилась Корейская война (при этом самих корейцев в этой по сути гражданской для них войне было убито порядка 4 млн, южане потеряли 40% промышленности и электростанций, треть жилых помещений).

Рассмотрим как им удалось подняться.

Эпоха корупционных правительств

Первое правительство Южной Кореи Ли Сын Мана 1948-1960 гг. было менее чем успешно (псевдолиберализм, фальсификации на выборах, бесцельная экономическая политика в результате чего появилась 20% инфляции и почти 40% безработица) и была свергнута народом после попыток пойти на очередной президентсткий срок изменив для этого конституцию.

Уже другое правительство после Ли Сын Мана продержалось всего год и уступило свою власть генера-майору Пак Чон Хи с которым связывают своебразную диктатуру развития южнокорейского общества.

Имено с Пак Чон Хи впервые поставившего план развития для всего южнокорейского общества считается новая эпоха.

Генерал Пак Чон Хи  - автор диктатуры развития считаемый отцом южнокорейского экономического чуда.
Генерал Пак Чон Хи - автор диктатуры развития считаемый отцом южнокорейского экономического чуда.

Эпоха зависимости от внешних инвестиций

Однако не все было так гладко для Южной Кореи которая не имела своей промышленности (вся промышленность была распложена на Севере) и не имела богатых природных ресурсов.

Поэтому основным источником подьема стали инвестиции через превращение своей страны в благодатную гавань для инвесторов.

К концу 60-ых вся экономика Кореи зависела от внешнего капитала (не менее 60%). Сначала американского, затем и японского:

Экономическая помощь от США Южной Кореи в первые годы её сущестования была в целом меньше чем поддержка военная, в основном поставки сырья и продовольствия (излишки американской промышленности)

  • Однако после начала вьетнамской войны наала действовать американская программа - привлечение южнокорейских солдат во Вьетнам в обмен на 150 млн. долларов.
  • Также после долгих переговоров начались репарации от Японии (800 млн. долларов) и начались японские инвестиции в южнокорейскую экономику (сталитейная промышленость и др).

В целом люди жили небогато в мобилизационном режиме, также у страны был внешний долг, однако уже через десять лет ситуация изменилась.

Особая экономическая политика

-3

Итак главные задачи южнокорейского государства стояли в виде:

  • В привлечении иностранного капитала в страну (другого просто не было, страна без природных ресурсов и без развитых технологий)
  • Грамотном распоряжении иностранным капиталом (это наверное главное)

Первую задачу решили через Закон о привлечении иностраннго капитала 1966 который:

  1. Предоставлял большие льготы и привилегии для иностранных инвесторов.
  2. Делал государство гарантом по внешним задолжностям.
  3. Брал предприятия под защиту со смешанным капиталом (местным и иностранным).

Вторая задача была решена через жесткое пресечение всех тех кто использовал иностранные инвестиции не по назначению, незаконно или неэффективно (вкладывал их не в национальную промышленность, а скажем в собственные дачи, вилы, дворцы, самолеты и яхты).

Сам Пак Чжон Хи был военным и сформировал для элиты и простых южнокорейцев форму мобилизационной экономики подчиненной конкретным целям развития и сроками по их достижению понятную для простых корейцев.

То есть в такой мобилизационной экономике и поставленных национальных целях развития воровство и нецелевое присваивание средств бюрократией было сведено к минимуму.

Был созда Совет Экономического Планирования с которым внешние инвесторы должны были согласовывать (на уровне консультаций и рекомендаций) свои инвестиции в Южную Корею. Инвестиции согласовывались на основании 5 летних планов развития страны.

В первые пятилетки (1962 - 1971) началось активное вкладывание денег в развитие - в частности в автобаны как символ новой инфраструктуры и новых порядков, производство простых материалов, легкой промышленности, автомобилестроения.

В последущую пятилетку (1972-1976) - тяжелой промышленности, химической промышленности, дальнейшее развитие своего автомобилестроения с высокими тарифами на импорт чужых автомобилей.

Так как сама Южная Корея достаточно маленькая страна и в период начала пятилеток в ней была низкая покупательная способность населения/низкооплачиваемая рабочая сила - Пак Чон Хи учитывая эти факторы сделал ставку на раскачку экономику страны через экспорт товаров создаваемой южнокрейской промышленности на внешние рынки.

Контроль над привлекаемыми капиталами и благоприятные условия для инвесторов, вместе в правильно определенной стратегией развития обеспечил настоящий прорыв Южной Кореи из аграрной страны в передовую индустриальную державу с функционированием в ней большого количества денег и технологий.

Денежные потоки позволи южнокорейцем начать вкладывать их в образование, науку и технологии (она занимает топы по этому рейтингу) чтобы удержаться на плаву и экспортировать на мировой рынок уже в первую очередь высокотехнологичные, сложные в производстве товары.

Появления монстров - южнокорейские корпорации

-4

Крупнейшие промышленные и финансовые экономические группы Кореи - Чебули сегодня несут на себе 80% ВВП Южной Кореи.

Эти глобальные мегакорпорации выросли из семейного бизнеса (как более простого в плане согалсованности, нежели советы директоров). Такие корпорация создались в момент индустрилизации Южной Кореи через консолидацию частного бизнеса, они защищались государством, но в то же время во многом от государства зависели.

В отличии от финансово-промышленных групп в России в Южной Кореи государство ТРЕБОВАЛО от своих групп реальных финансово-экономических показателей в рамках общего плана развития страны.

Они создавались для быстрой раскрутки экспортной экономики Южной Кореи, но затем также стали фактором внутреннего рынка который обсуживает малый и средний бизнес что вкупе обеспечивало Южной Кореи 10% рост ВВП в год.

ВВП Южной Кореи на душу населения выросла с 45 долларов до 40 тысяч длларов, что очень впечатляет.

Резюме

-5

Диктатура развития подготовила экономическую почву для чуда Южной Кореи.

Отметим что авторитарный стиль управления был в то время и во многих других странах, однако экономического чуда (особенно это заметно по Восточной Европе) это не как не создало. В то же время есть примеры стран имеющие и достаточно много притоков денег от продажи сырьевых ресурсов (при том столь же авторитарных), однако у них при таком количестве денег также не удалось совершить прорыв в развитии.

Это говорит о том что дело не в количестве денег, не в природных ресурсах, а в подчинении элиты целям развития. Постановки конкретных общенациональных задач с конкретными сроками для оценки их эффективности, образа будущего, обеспечения выполнение этих задач всеми слоями общества.

Парадокс таких стран как Южная Корея или Сингапур в том что при достаточно авторитарном стиле управления страной - лидеры этих стран сделали ставку на сложнотехнологическое развитие общества с его неизбежным при таком пути повышением уровня образования и ростом потребительской способности большинства населения. Такой промышленный средний класс - уже не люмпенизированные массы готовые голосовать за простые подачки, он чётко осознает свои возможности и представляет свое будущее. И этот образованный, сильный и независимый средний класс в этих странах эволюционно заменил авторитаризм на достаточно зрелую демократию, сами же представители диктатуры развития нужно отдать им должное достаточно благородно уступили большую часть власти народу.