Найти тему
Sound of Life

В погоне за славой - все «за» и «против» (часть 2)

Продолжение. Начало статьи здесь: часть 1.

На всех не угодишь

Особое место, хотя и не главное, в поддержании славы (либо в ее низвержении!) занимают профессиональные критики. Они являются частью обширной рекламно-информационной системы и представляют либо специализированные печатные издания, либо интернет-порталы. Причем положительную роль могут сыграть как благоприятные отзывы, так и резко отрицательные. Последние иногда создают некоторую скандальность в репутации артиста и тем самым привлекают дополнительное внимание публики. Но следует помнить, что критики – это обычные люди, имеющие собственные вкусы и пристрастия. Есть рецензенты, способные рассмотреть произведение с различных позиций, беспристрастно, увидеть как достоинства, так и недостатки. Такие критики, как правило, видят, например, потенциал артиста, который пока еще не раскрылся. А бывают исключительно эмоциональные рецензенты - они действуют по принципу «нравится – не нравится». И если им творчество автора окажется не по сердцу, они разнесут его в пух и прах.

Очень метко выразился по поводу критики Пит Таунзенд, лидер супер-группы «The Who»:

«Многие из моих самых строгих критиков действительно думают, что глядя снаружи, можно понять, что творится внутри. Разница между артистом и журналистом заключается в том, что артист имеет дело с истиной, а журналист – с мнениями и фактами».

Жесткая, обидная, уничтожающая критика сопровождает биографию практически любого знаменитого артиста, на том или ином этапе его творчества. Вот, что вспоминает известный рок-гитарист Джо Сатриани:

«Дело было в 1987 году, когда только что вышел «Surfing With The Alien» (его второй сольный альбом). И вот я читаю рецензию на него в журнале. Тому парню не понравился я, не понравилась моя игра на гитаре и не понравилась музыка. Он написал, что это самый плохой альбом, что он когда-либо слышал, а завершил он словами, что диск вам понравится, если вы любите забивать грузовик дешевым пивом, уезжать в одиночку на автостоянку, включать музыку и напиваться под нее…»

Признанный маэстро гитары Стив Вай на вопрос «Какой отзыв на твою музыку тебе запомнился больше всего?» ответил следующее:

«Я не помню! Нужно научиться не цепляться за чьи-то слова. Я никогда не воспринимал суждения других серьезно, кроме тех случаев, когда мне говорили, что я никуда не гожусь. У меня всегда было сильное чувство незащищенности. Когда я был моложе, я даже не говорил никому, что я играю на гитаре, потому что гитаристы – клевые парни, а я никогда не думал, что я клевый… Я всегда идеализировал образ музыканта и никогда не был в себе настолько уверен, чтобы считать себя музыкантом. Я никогда себя так не называл на протяжении многих лет. А затем я вдруг понял – да пошло оно все, я – музыкант! Не будь тряпкой. Поднимайся! Ты – музыкант. Ты любишь музыку. Ты слышишь музыку в себе. Ты можешь слышать музыку других людей, и понимать, что именно и как именно они делают. Соответствуй этому, Вай».
Гитарист Стив Вай.
Гитарист Стив Вай.

А чего только не натерпелся от критиков величайший в истории композитор Петр Ильич Чайковский! Остается только удивляться, как он, будучи до хрупкости ранимым и чувствительным, рождая подлинные шедевры, переживал нападки, но творил снова и снова. Жестокая, несправедливая критика сильно подрывала его веру в себя. Будучи состоявшимся мастером, он признавался в письмах, что чувствует себя способным учеником, который делает много меньше, чем от него ожидают. А вот выдержка из заметки критика Ц. Кюи, посвященной кантате Чайковского «К радости» – его выпускной консерваторской работе: «… композитор г. Чайковский совсем слаб… если бы у него было дарование, то оно бы хоть где-нибудь прорвало консерваторские оковы...» Прочитав о себе такое, Чайковский целый день бродил потерянный по городу, повторяя про себя: «Я пустоцвет, я ничтожность, из меня ничего не выйдет, я бездарность». По мере развития гения Чайковского, нападки критиков на его произведения лишь усиливались, порой сводя не «нет» успех его музыки у публики.

Петр Ильич Чайковский в молодости.
Петр Ильич Чайковский в молодости.
Признанный мэтр Чайковский.
Признанный мэтр Чайковский.

Нередко у тех, кто слабо разбирается в той или иной теме, мнения и суждения контрастны и категоричны. Человек либо жестко, обидно критикует, либо льстит и явно перехваливает. Это верный признак того, что он плохо понимает суть. То есть критик не может высказать внятного, конструктивного мнения – что хорошо, что плохо, чего не хватает, что нужно исправить или сделать, чтобы стало лучше.

Томительное ожидание

Очень болезненным бывает ожидание положительного отклика – а его все нет и нет. Большинство авторов в глубине души искренне полагают, что они создали нечто грандиозное и совершенно особенное. Иначе не было бы такого повального стремления показать кому-то и выложить в интернете. «Такое надо публиковать! Оно должно быть услышано!» И авторов можно понять, ведь в процессе творчества они приобщились к Высшим сферам, к божественному – ни много ни мало. Это их внутренняя жизнь. Но только их. И пока больше ничья. А вот насколько творец способен передать то божественное, к чему он прикоснулся, слушателям (или читателям и зрителям) - уже другой вопрос. Способность продвигать - это такой же талант, как и собственно талант рождать искусство.

Состояние эйфории и нетерпеливого ожидания может перерасти в злобно-параноидальное, если то, чего человек всей душой ожидает, не происходит в действительности. Человек полагает, а Бог располагает! Но здесь хочется добавить: делай, что должен - случится, чему суждено!

Замечательно, если труд и муки ожидания окупятся сполна, как это произошло с гитаристом известной рок-группы «Magnum» Тони Кларкином (он также является автором всей музыки коллектива). Об этом следует рассказать подробней…

Группа "Magnum" начала 80-х годов (гитарист и композитор Тони Кларкин - второй слева).
Группа "Magnum" начала 80-х годов (гитарист и композитор Тони Кларкин - второй слева).

Первые два альбома «Magnum» - «Kingdom Of Madness» (1978г.) и «Magnum II» (1979г.) – великолепны. Но когда они были изданы, то прошли практически незамеченными. Такое случается. По разным причинам. Ну, не повезло. Скорее всего, альбомы выпустили не в то время и не в том месте, либо сделали некачественный промоушен… Вскоре у основного автора, Тони Кларкина, уже был готов материал для следующего альбома. Более того, он чувствовал, что это будут его лучшие песни. Музыканты, ведомые знаменитым продюсером Джеффом Гликсменом (он прославился, работая над альбомами американских прог-рокеров «Kansas») с большим оптимизмом и воодушевлением приступили к созданию третьего альбома, который был записан всего за 13 дней! Во время прослушивания готового альбома, в комнате вместе с музыкантами присутствовали Оззи Озборн и его гитарист Рэнди Роудс. Оззи, услышав припев одной из песен, пробормотал что-то вроде: «Боже! Мы никогда не слышали ничего настолько грандиозного». Альбом назвали «Chase The Dragon». Однако на лейбл Jet, на который тогда были подписаны ребята из «Magnum», обрушились финансовые проблемы, и он не заплатил студии за запись альбома. В результате студия не отдала пленки. А Тони Кларкин, сознавая, что он создал восхитительный альбом, пребывал в блаженстве и с нетерпением ждал его выпуска. Ждать ему пришлось долго - примерно два года. Альбом вышел лишь в начале 1982-го. В чартах он занял 17 место – это высшее достижение группы за всю их историю. И, что примечательно, Тони до сих пор не ведает, сколько же на самом деле было продано копий этого альбома (как, впрочем, и остальных альбомов «Magnum», выпущенных лейблом Jet).

Обложка альбома «Chase The Dragon» (1982г.) группы "Magnum". Художник - Родни Мэтьюз.
Обложка альбома «Chase The Dragon» (1982г.) группы "Magnum". Художник - Родни Мэтьюз.

Продолжение статьи здесь: часть 3 ... часть 4

-6