историк Василий Востриков
Неприметный дом, на одной из не самых центральных улиц столицы Марий Эл, является музеем И.С.Ключникова-Палантая
Cтоит на улице Льва Толстого, 25 в Йошкар-Оле малоприметный деревянный дом. Сейчас сложно представить себе, каких трудностей и лишений он стоил тому, кто взялся строить его, чтобы иметь крышу над головой для себя и супруги с маленьким ребенком.
ИЗ ПОСЛЕДНИХ СИЛ
На Всесоюзной Олимпиаде 1923 года в Москве Иван Ключников-Палантай вместе с хором, которым он руководил, завоевал II место, уступив лишь коллективу М.Е.Пятницкого. После этого Ивану Степановичу предложили учиться в Московской консерватории, однако обстоятельства и условия жизни были в 1924 году настолько тяжелы, что учебу пришлось оставить, терзаясь за семью, которая мыкалась на съемных частных квартирах.
Палантай предпринял поистине героическое усилие. Отказывал себе во всем, чтобы, несмотря на болезнь, построить дом. Его жена Мария Александровна спустя многие годы называла время, когда строили дом, ужасным, так тяжело было композитору, получавшему скромное жалованье, «тянуть» все это, совмещая с преподавательской, творческой и общественной деятельностью. Немудрено, что от всех мытарств и перенапряжения у него обострился туберкулез. Пожить в новом, столь тяжело доставшемся доме ему удалось до смерти лишь один год.
ПРИТЯЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
Дом был гостеприимным. В нем бывали Сергей Чавайн, Николай Бутенин, Владимир Мухин и другие видные деятели марийской автономии. В нем любили принимать любимого певца Александра Янаева с женой. Здесь бывали ученики композитора и его единомышленники и соратники. В этом доме он готовился к юбилейному концерту хора к пятой годовщине марийской автономии, про который ему как бы в шутку сказали: «Умри, но сделай». Тот концерт 1 марта 1926 года стал триумфом Палантая и последним выступлением в жизни. В марте того же года смертельно больной и уставший человек выехал в Сочи на лечение, которое уже ничем помочь не могло, и в Москву его вывозил земляк и родственник Н.М.Орлов. 11 июня 1926 года Палантай скончался в Москве в Туберкулезном институте.
Спустя 35 лет после кончины первого марийского композитора, основоположника марийской профессиональной музыки, в год его 75-летия, в здании открыли дом-музей. Устроители мемориального музея постарались сохранить обстановку дома, какая была при жизни самого Палантая. Здесь видное место принадлежит пианино, на котором играл Иван Степанович. В этом доме, ставшем филиалом Национального музея, устраиваются выставки, но главное - сберегается обстановка того неповторимого времени и сам дом, ставший памятником эпохе, в честь которой Палантай подарил нам свою «Йывырте!», так сильно и страстно прозвучавшую на том самом последнем концерте…
«Марийская правда» благодарит Сергея Куликова за помощь в подготовке публикации.
Читайте все публикации рубрики "История одного дома" на marpravda.ru.