Наружные рекламные экраны в Японии
К сожалению, у нас было немного времени и всего лишь один город – Токио, но даже этого хватило, чтобы оценить значительные достижения японских инженеров в области больших светодиодных экранов. Наружных экранов в Токио много - не менее 7 полноцветных размером больше, чем 6-7 м (высота) на 8-9 метров (ширина) и ещё 5 не полноцветных меньших размеров.
Но, главное, наружные рекламные экраны в Японии не просто часть и украшение городов, но и проводники информации, активные участники городской жизни на улицах и площадях. Мы не будем приводить множество технических характеристик. Только фотографии и короткие комментарии. Первое место, которое мы посетили - небольшая площадь на пересечении нескольких дорог перед метро Shinjuku. Здесь установлен большой рекламный экран фирмы Panasonic, уже ставший “традиционным” во многих обзорах.
- Рекламный экран достаточно больших размеров (порядка 6-7 метров высотой, 8-9 метров шириной);
- Великолепно работает против солнца;
- Боковой угол обзора достаточно велик (120-140 градусов);
- Экран выполнен на основе CRT (ЭЛТ) технологии;
- Основное замечание - есть легкое дрожание изображения (вызванное или особенностями включения и выключения CRT трубок (что, скорее всего) или не совсем хорошим качеством видеоисточника);
- Надо отметить, что площадь, которую обслуживает этот рекламный экран, метров 50-70 в диаметре и ограничена большими зданиями. Это очень грамотное решение для данного типа экранов (т.к. при больших размерах площади отмечалось бы резкое снижение яркости и качества изображения);
- Транслируемые ролики и видео материалы практически не адаптированы и, видимо, отсутствует цифровая система управления трансляцией.
Но, безусловно, самое лучшее впечатление оставили наружные светодиодные экраны, размещенные на небольших площадях рядом со станциями метро (Harajuku, Kanda, Akihabara). Расскажем, прежде всего, о светодиодном экране на станции Harajuku.
- светодиодный экран имеет ещё большие размеры, чем предыдущий (порядка 7-9 метров высотой, 9-12 метров шириной);
- яркость и цветопередача экрана – великолепны и экран хорошо работает против солнца;
- большой боковой угол обзора (120-140 градусов), особенно учитывая, что это светодиодный экран;
- площадь, которую обслуживает светодиодный экран, ещё меньше – всего метров 30-40 в диаметре – и ограничена деревьями и железнодорожными путями;
- транслируемые ролики и видео материалы также не адаптированы и отсутствует цифровая система управления трансляцией.
Наши наблюдения в Токио подтвердили ряд известных технологических особенностей, отличающих светодиодные экраны от CRT и новейших ламповых экранов. Несмотря на заявляемый “длительный” срок эксплуатации светодиодных экранов, у них есть одна особенность – светодиоды в процессе своей работы тускнеют. В Токио мы увидели, что разница между новыми светодиодными экранами и экранами, проработавшими 2–3 года (причём это касается и экранов кластерного типа) просто разительна.
Новые светодиодные экраны – яркие, контрастные (около станции Harajuku). Старые, поработавшие 2-3 года, около станции Shibuya – тусклые. Конечно, не стоит забывать, что сама область больших наружных рекламных экранов – ещё очень молодая и тут ещё только-только набираются данные воздействия реальных условий. Поэтому не будем очень строгими. С другой стороны, уже пришло время, когда можно реально увидеть и оценить те или иные решения и подходы не только на теоретических диспутах или на бумаге, но и с учётом опыта реальной эксплуатации – пусть пока ещё не столь большого (от нескольких месяцев до 3 лет).
Если же учесть, что большинство принципиальных решений в области больших наружных экранов очень тесно связано с новейшими компьютерными и цифровыми технологиями (для которых даже месяц может значить очень многое) – то сроки в несколько месяцев и лет уже не кажутся такими уж малыми.
Итак, в Токио много больших наружных рекламных экранов, причём самых различных систем, много уже старых больших неоновых щитов (вместо которых вполне можно поставить экраны), много добрых лиц, которые помогают пережить то, что всё очень дорого и, к сожалению, рекламные экраны не исключение.
Ну и ещё небольшой калейдоскоп фотографий рекламных экранов и просто большой наружной рекламы.
Большие светодиодные экраны в Австралии
Как раз перед нашим приездом в столице штата Queensland - г. Брисбен заработал первый наружный светодиодный рекламный экран. Размер его, конечно, меньше, чем у экранов в Токио (4-5 метров на 6-7 метров), но, судя по типу светодиодной поверхности, он того же класса, что и светодиодные экраны в Токио. Экран – очень и очень неплох, правда, есть ряд проблем с управлением трансляцией и с выводом видеоинформации (на светодиодном экране просто менялись статические картинки).
В Сиднее мы увидели ещё два больших светодиодных экрана на стадионах. Экраны производства китайской фирмы имеют размеры 7-9 метров в высоту и 10-12 метров в ширину, качество и яркость изображения не хуже, чем у японских, если рассматривать их с расстояния 30-50 метров.
При просмотре изображения на светодиодных экранах на стадионах в Сиднее мы столкнулись с важным явлением: несмотря на большие линейные размеры и очень высокое качество изображения, по мере перемещения по стадиону сильно менялась яркость изображения.
Изучение данного эффекта привело наших экспертов и специалистов с кафедры оптики физического факультета к простому, но концептуально важному решению: важна яркость и направленность светового потока от системы в целом, а не от отдельно взятого источника. Поэтому, не столь важно, какой яркости у вас имеется точечный источник света (будь то светодиод, лампочка, или CRT трубка), сколько вся оптическая часть системы в целом должна быть ориентирована на то, чтобы изображение было ярко видно – издали!
Наглядный пример, объясняющий смысл данного эффекта, следующий: представьте себе, что у вас есть автомобиль BMW, Mercedes 600, Ford или любой другой марки, и Вы хотите иметь на нём хороший дальний свет. Так вот, какой бы яркости лампочку (светодиод или другой источник) вы не вставили, вы никогда не получите дальнего света, если в вашей фаре нет отражателей.
А днём к этому добавляется влияние общей освещенности, которое особенно заметно (а точнее объективно усиливается) при удалении и отсутствии системы направленного светового потока (хотя бы простых отражателей). В общем, чем дальше зритель от наружного экрана, тем важнее является то, есть ли у экрана система для фокусировки или создания направленного светового потока, т.е. как в обычных фарах система отражателей.
Вот так самая обычная физика и оптика могут повлиять на качество изображения на расстоянии. В новейших ламповых экранах система оптических отражателей была установлена изначально, и именно поэтому самые большие и яркие наружные рекламные экраны на Times Square в Нью-Йорке - на основе новейших ламповых технологий.
Перспективные направления и новые решения в наружной цифровой рекламе
Обобщив итоги поездки в Японию и Австралию и технологические результаты, уже сейчас возможно достаточно точно определить ряд новых направлений в наружной цифровой рекламе, свидетелями развития которых мы станем в уже в ближайшее время:
- На смену старым большим неоновым установкам, большим световым щитам и установкам с примитивной анимацией уже сейчас могут прийти большие наружные экраны на основе новейших ламповых систем, т.к. их стоимость уже стала сравнима со стоимостью установок с примитивной анимацией на основе неона, а возможности неограниченно выше, при этом электроэнергию они потребляют гораздо меньше, чем старые неоновые системы.
- В ближайшее время мы можем стать свидетелями ещё одной очень важной особенности больших наружных экранов на основе новейших ламповых технологий: постепенного “наращивания мощностей” и последующих апгрейдов, как и в компьютерном мире. Это позволяет даже небольшим фирмам стать участниками нового направления цифрового Наружного Видео, а крупным и средним компаниям - иметь собственные каналы цифрового Наружного Телевидения на основе сети из нескольких больших наружных экранов.
- Новейшие наружные ламповые и светодиодные экраны – это не конкуренты, а системы, предназначенные для решения разных задач, но в одном общём большом направлении цифровой рекламы - Наружного Видео и ТВ:
- Если требуется наружный рекламный экран для того, чтобы изображение на нем было хорошо видно для аудитории, расположенной на расстоянии от 5 до 70 метров, то это могут быть светодиодные экраны, экраны на основе CRT или ламповые экраны, но с большим разрешением (их выпуск ожидается уже в скором будущем).
- Если же требуется, чтобы изображение было не просто видно, но чтобы оно было ярким и обращало на себя внимание далее 50 –70 метров на большой площади и на большем удалении (например, на больших стадионах, на пересечении крупных магистралей из автомашин, находящихся далее 50 –70 метров), на концертах и митингах с большим количеством зрителей или при размещении рекламы на крышах зданий в этом случае большие наружные экраны на основе новейших ламповых систем – наиболее подходящее решение.
Для светодиодных экранов в ближайшее время самая большая проблема – это снижение себестоимости изделий, – а значит и цены! Но, кроме того, ещё одно важное направление - разработка возможности апгрейда (если, конечно, это в принципе возможно). И в этом вполне могут помочь те последние технологические решения, которые уже применяются в новейших ламповых системах.