Любили музыканты и позлословить. Выпивкой, да и чем покрепче тоже не брезгали.
Шуман о Шарле Алькане:
«Достаточно беглого взгляда на сочинение этого неофранка, чтобы узнать его вкус, сильно отдающий Эженом Сю и Жорж Санд. Страшно делается от такой нехудожественности и неестественности. <...> в последней пьесе [Речь об этюдах Алькана. – Прим. ред.].»
Р. Шуман. Лейпцигский музыкальный журнал. Май, 1838 г.
— мерзость запустения, где нет ничего, кроме палок, кольев и веревки для кающихся грешников, к тому же взятой напрокат у Берлиоза. Заблудший талант мы всегда берем под защиту, если только вообще есть талант и если остается хоть немного музыки. Но когда и самый талант под вопросом, а музыка заметна не более, чем черное на черном, нам остается только с досадой отвернуться
В. В. Стасов о Верди:
«Впрочем, мне случается даже и теперь слышать музыку, но какую – еслиб Вы знали. Этого поганого Верди, которого слушаешь поневоле всякий раз, как обедаешь у Балабина. <...> Спрашивается, что тут ждать для музыки, когда даже многие, толкующие о Бетховене, чуть не плачут от радости, когда слышат вердиевские мерзости.»
В. Стасов из письма М. Балакиреву
Ян Сибелиус об алкоголе и курении:
«Все врачи, которые запрещали мне пить и курить, умерли»
Стравинский об опиуме, ЛСД и алкоголе:
У меня всегда есть потребность в самых распространенных его сортах, которые изготавливаются главным образом в Шотландии и во Франции. <...> Когда я начинал лечение у старого Макса Райнкеля из Массачусетского технологического института, он проводил свои эксперименты, находясь под воздействием ЛСД. Тем самым я познакомился с допингом пятнадцать лет тому назад. Немного позднее мои друзья Олдоус Хаксли и Джеральд Херд, принадлежащие к первым его потребителям среди интеллигенции, пригласили меня также приобщиться к нему, чтобы посмотреть какое направление примет мой музыкальный опыт. <...> Я никогда не принимал никаких возбуждающих пилюль, не говоря уже о курении марихуаны, и для меня единственное расширяющее восприятие блаженное состояние – это невозмутимость духа, если оно вызвано легальными и приятными на вкус напитками.
Из интервью Стравинского.
Роберт Шуман о Вагнере:
«Вагнер не может написать подряд четыре такта не то что красивой, а просто хорошей музыки»
Рихард Штраус о музыке Арнольда Шенберга:
«Лучше бы он убирал лопатой снег, чем черкал по нотной бумаге».
Из письма Моцарта своей кузине:
«Лизни меня в задницу, быстро, быстро!»
Источники: