Найти тему

Анализ портрета в «Войне и мире»

Анализируя особенности портрета по «Войне и миру», можно прийти к выводу, что Л. Н. Толстой широко использует целый ряд художественных приемов. В работе мы старались проследить функциональное назначение каждого из этих приемов, его место в общем портретном изображении героев Л. Толстым в зависимости от идейной характеристики тех или других персонажей романа.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462594692/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462594692/

Важнейшей особенностью портретной характеристики у Л. Толстого является ее самая непосредственная и глубокая связь с изображением внутренних переживаний героев. Именно в этом наиболее отличительная черта изображения портретов Л. Толстым. Это касается прежде всего важнейших героев романа.

Наряду с этим Л. Толстой при помощи портретных зарисовок очень основательно раскрывает душевную жизнь и второстепенных, даже эпизодических персонажей. Большую роль играет также прием описания портрета одних персонаже в восприятии и оценке других действующих лиц.

С особенной тщательностью отделывает Л. Толстой характеристики, даваемые в развитии (эго относится к характеристике прежде всего основных положительных героев), что позволяет автору подсказать вывод о внутреннем, душевном развитии данных героев.

Прием выделения одной черты во внешности героев помогает подчеркнуть наиболее важные, решающие черты характера героев. Особенное значение имеет прием сатирической портретной характеристики при изображении отрицательных персонажей.

Особенно часто употребляется прием портретной характеристики для изображения внутренней жизни основных героев романа.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462594699/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462594699/

С наибольшей полнотой этот прием (портретной характеристики в тесной связи с психологическим анализом) используется для изображения таких героев, как князь Андрей, Наташа, княжна Марья и Пьер.

Остановимся на характеристике князя Андрея.
Это — человек большого ума, кипучей энергии, резко критически относящийся к светской жизни, с искренним желанием найти для себя высокую жизненную цель.

Мы видим глубокое психологическое обоснование каждого жеста, изменения мимики князя Андрея.

Характеристика героя дается в активном, действенном выявлении отдельных его черт (презрение, скука по отношению к светским людям). В то же время некоторые черты характера даются (на первых порах) лишь во внешней зарисовке, «сухие черты» подсказывают, по еще не раскрыто, о некоторой сухости его натуры.

И здесь мы видим тщательное истолкование внутренними психологическими причинами каждого жеста, каждого движения.

Князь Андрей очень сдержан во внешнем проявлении своих чувств; тем более драгоценно такое раскрытие его переживаний в переломный момент его жизни.

Л. Н. Толстой довольно часто настолько доверяет приему внешней характеристики, что вообще отказывается от дополнения ее внутренней зарисовкой.
Так, изображая волнение князя Андрея, но не называя его, не говоря о нем специально.

Писатель так выразительно характеризует внешние переживания, что становятся совершенно ясными внутренние переживания героев.
Такова, например, сцена, изображающая дружелюбное отношение князя Андрея к Пьеру, что особенно резко выявляется приемом противопоставления. В той же сцене Андрей очень холоден, безучастен к светскому обществу.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462594702/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462594702/

Для такой характеристики преимущественно выбираются особенно показательные, внешне выразительные переломные моменты в жизни героев: горе Наташи, только что узнавшей, что тяжело раненый князь Андрей едет в одном обозе с ними; страдания кн. Андрея, тяжело переживающего серьезную болезнь своего сына; первая радость Наташи, понявшей, что Пьер любит ее и т. п.

Особенно четко это можно проследить по черновикам романа. Так, в черновых набросках неоднократно встречается описание одной детали внешности и внутренней характеристики, а затем эта характеристика душевных переживаний «убирается», деталь внешности как бы одна несет на себе всю «нагрузку» выражения данного чувства.
Если же эта психологическая характеристика и остается, то, как правило, в значительно уменьшенном виде.

Начало.

Продолжение.