Хотя чего их искать - Москва хоть и утратила роль столицы в петровские времена, но продолжала считаться Первопрестольной, а негоже лучшим дворянским фамилиям Первопрестольной жить без личных дворцов! Несмотря на все перипетии прошедших веков, до нас дошло множество усадеб, большая часть которых сохранилась в пределах Садового кольца. Какие-то даже сохранили свои роскошные сады, на какие-то сейчас без слез не взглянешь - в настолько печальном состоянии они находятся. Сегодняшняя "героиня" расположилась ровно посередине - сада не осталось, зато с реставрацией повезло.
Эта статья может считаться продолжением своеобразных осенних прогулок по московским городским усадьбам, первые две появились в "Путешествиях Ленивца" в середине октября:
"В заросшем парке стоит старинный дом" - спрятанная усадьба на Садовом" - почитать можно здесь.
"Проходите мимо! Никаких кладов! Никаких привидений! - еще одна усадьба у Яузы" - почитать можно здесь.
И ГДЕ ТЫ ЕЕ НАШЕЛ?
Ровно посередине между "Красными воротами" и "Чистыми прудами", по адресу Мясницкая, 42. Зовется этот классический дворец усадьбой Барышникова - по фамилии первого хозяина, помещика и фабриканта Ивана Ивановича Барышникова. Для строительства своей московской резиденции он нанял знаменитого зодчего Матвея Федоровича Казакова, имя которого практически синонимично с усадьбами в стиле "классицизм" (кстати, это, по-моему, первая его работа, про которую я рассказываю в "Путешествия Ленивца", надо будет наверстывать). Барышников был классическим "деятельным помещиком" - собирал картины, жертвовал деньги на гимназии и организовывал оркестр из крепостных. Но самая яркая история, связанная с этим домом, произошла уже при следующем владельце.
ЧТО ЗА ВЛАДЕЛЕЦ?
Звали его Степан Никитич Бегичев, и Барышникову он приходился зятем, женившись на его дочери Анне. Был довольно успешным военным, уволившись из армии полковником, несмотря на то, что по воспоминаниям современником, служить не любил. Успел поучаствовать в движении декабристов, но быстро дистанцировался от общества, когда дело запахло вооруженным восстанием, что его, впоследствии, и спасло. При Бегичеве дом стал одним из центров культурной жизни Москвы. А зимой 1823-1824 гг. сразу несколько комнат в усадьбе Степан Никитич отдал гостившему другу. Друга звали Александр Сергеевич Грибоедов, и именно здесь он вносил последние правки в комедию "Горе от ума". Неизвестно, приударял ли драматург и дипломат за женой Бегичева (был у писателя такой грешок), но скорее всего нет - Степан Никитич неоднократно приглашал его в гости, и даже поспособствовал назначению Грибоедова послом в Тегеран, о чем, впоследствии, горько жалел.
ПРО УСАДЬБУ ВЕДЬ И КНИГИ ПИСАЛИ?
Да. Не в "Горе от ума" - Грибоедов слишком ценил уют бегичевского дома, чтобы изображать его в едкой сатире. Зато благодаря Александру Сергеевичу усадьба "засветилась" уже в советской литературе. Теплым описанием быта Бегичевых заканчивается первая глава исторического романа Юрия Николаевича Тынянова "Смерть Вазир-Мухтара".
После Бегичевых усадьбу приобрели дворяне Бекетовы, однако у них дом не задержался - был изъят у Петра Петровича Бекетова Опекунским советом, когда помещика обвинили в жестоком обращении с крепостными. Из особняка решил сделать больницу для беднейших слоев населения, что и было выполнено после ремонта в 1845 году.
Кстати, один из старых, деревянных, корпусов, которые были пристроены к усадьбе со стороны Огородной слободы, сохранился до наших дней, и даже попал в одну из моих статей:
"Замок посреди огорода" - почитать можно здесь.
А еще один памятник архитектуры, связанный с известным писателем, можно найти в Хамовниках:
"Храм, где венчался НЕ Пушкин - сломай систему, порадуй Чехова!" - почитать можно здесь.
ВСЁ ПОМЕНЯЛОСЬ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ?
А вот и нет, на этот раз! Больница просуществовала в здании на Мясницкой улице почти полтора века. Пристраивались, ветшали и сносились корпуса, менялись названия - но главный дом стоял и продолжал служить медицине. О советском периоде нашел такую интересную цитату: "Несмотря на высокий статус института, его территория не охранялась. Не было и шлагбаума с будкой. Многим запомнился милый уголок, образованный главным домом и правым крылом усадьбы. В 1960-х у стоявшей в нише скамейки случались счастливые встречи и маленькие, невидимые миру трагедии."
Все поменялось после другой "революции" - развала СССР. И здесь усадьбе повезло больше многих других исторических зданий - её отдали в аренду газете "Аргументы и факты" на срок в 49 лет с условием полной реставрации. И издание слово сдержало - дом выглядит прекрасно, если не считать абсолютно неуместных на строгом коринфском портике букв "АиФ".
ЗНАЧИТ, И СЕЙЧАС МОЖНО УВИДЕТЬ?
Да. Насколько я понимаю, внутрь можно попасть по приглашению на какое-нибудь торжественное событие от издательства (или устроиться в "АиФ" на работу, смотря, что вам проще), или подгадать посещение под "Дни исторического и культурного наследия". А вот подойти к зданию поближе можно и просто так. По крайней мере, несмотря на наличие будки и запертых ворот, охраны я не заметил, и спокойно рассмотрел здание и флигели поближе. Может, кому-то повезет меньше. Подойдя, знакомые с архитектурой люди смогут разглядеть (цитата) "парадные окна второго этажа, декорированные сандриками и кронштейнами, и разделенные коринфскими пилястрами" или обратить внимание на "тимпан фронтона, который обильно украсили белокаменной лепниной". Ну, или если вы профан, вроде меня, просто полюбоваться "красивым домиком"!