Виды ирландских танцев.
Ирландские танцы — группа традиционных танцев, сформировавшихся в Ирландии в XVIII-XX веках и ставших очень популярными по всему миру после постановки в 1994 году танцевального шоу Riverdance и последовавшей следом постановки ещё ряда ирландских танцевальных шоу.
Включают в себя несколько видов, про которые я сегодня вам расскажу.
Ирландские сольные танцы. Их отличительной чертой являются быстрые и четкие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Ирландские сольные танцы были созданы ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и достаточно жестко стандартизированы Комиссией по ирландским танцам в начале XX века в Ирландии в результате деятельности Гэльской лиги.
Сольные ирландские танцы разделяются на две основных категории, названных по виду обуви, в которой выступают танцоры: это танцы в жёсткой обуви и танцы в мягкой обуви.
Названия танцев происходят от музыки, под которую они танцуются. В мягкой обуви танцуются рил (reel), слип джига (slip jig), сингл джига (single jig) и лайт джига (light jig).
В жесткой обуви танцуются требл рил (treble reel), требл джига (treble jig), которую также называют дабл джигой (double jig) и хорнпайп (hornpipe). В жесткой обуви ещё танцуют традиционные сеты, традсеты (solo set dances) - сольные танцы, исполняемые под конкретные мелодии, одинаковые во всём мире, и нетрадиционные сеты, они же нонтрады - специальные современные танцы под эти же мелодии, не бывает одинаковых нонтрадов.
Отдельно можно рассказать про фестивальный танец - особая форма Ирландского танца, которая берет своё начало в 1950-х, когда знаменитая учитель и хореограф Патриция Малхолланд порвала с Фешевым движением, чтобы предложить ирландские танцы в том числе и жителям Северной Ирландии. Практикуется только в Северной Ирландии. Акцент здесь делается на индивидуальности манеры исполнения и внешнего вида каждого из танцоров.
Отличаются костюмами, отсутствием париков и, конечно, самими танцами, фестивальный стиль должен быть изящным, индивидуальный стиль танцора здесь важнее, чем внешний вид. Предполагается, что танцор должен не прыгать и двигать ногами, а скорее плыть над полом. Фестивальные танцоры известны своими медленными слип джигами, и такими же медленными сетовыми танцами.
Фестивальные танцы могут быть весьма экспрессивными - здесь допускаются движения головой. Во время исполнения танцоры, как правило, не улыбаются.
Кейли - групповые фигурные танцы, которые исполняют как на соревнованиях по ирландским танцам, так и для развлечения на танцевальных вечеринках. Все систематизированные Гэльской Лигой танцы строятся на основе небольшого количества базовых шагов, например, side step, threes, promenade step, rising step и rise and grind. Их танцуют от двух до шестнадцати человек, выстраивая различные фигуры или танцуя отдельные элементы на месте.
Канонический репертуар кейли насчитывает около 30 танцев, которые были сочинены в основном в 20-30-х годах ХХ века и опубликованы в книжке Ár Rinci Fóirne. Однако сейчас на соревнованиях ученики различных школ часто выступают с авторскими танцами своих преподавателей.
Сеты. Были основой танцевальной жизни Ирландии, с середины 18-го и до начала 20-го века. Затем их распространение было искусственно ограничено, но уже с 60-х годов интерес к ним стал возрождаться, и сейчас сеты снова чрезвычайно популярны.
Прежде всего, это – социальные танцы. Исторически их танцевали на домашних и деревенских праздниках, ярмарках или просто так в любом баре, где собирались восемь танцоров и хотя бы один музыкант. Сеты принципиально устроены так, что все участники процесса находятся в тесном взаимодействии, а общению уделяется внимания не меньше, а часто больше, чем технике танца. Сеты доступны людям всех возрастов и не грозят никакими специфическими травмами. Конечно, их бесполезно танцевать вместо тренировок по аэробике, зато столь распространенные среди танцоров повреждения коленей, растяжения связок, проблемы с сосудами и т.д. абсолютно незнакомы любителям сетов.
Шан-нос (sean-nos) – сольные традиционные танцы. В дословном переводе с ирландского sean-nos - «старый путь» или «старый стиль». Применительно к ирландским танцам этот термин означает особый их вид, до сих пор сохранившийся и весьма популярный на западе Ирландии (в области под названием Коннемара). От среднего ирландца, увидевшего шан-нос, нередко можно услышать: «Да, так танцевал мой дедушка».
Шан-нос – это традиционные сольные танцы, чем-то похожие на чечетку или американский степ. В качестве музыкального сопровождения обычно используется один инструмент (например, аккордеон), чтобы подчеркнуть ритм, который танцор отстукивает ногами. В шан-носе не приняты высокие прыжки и большие перемещения по площадке. В старину говорили, что хороший танцор может станцевать на бочонке, а отличный – на монетке.
В противовес характерной стойке нового стиля корпус танцора шан-носа расслаблен, а руки исполнитель не только не вытягивает по швам, но вполне может ими взмахивать, чтобы подчеркнуть то или иное движение, и даже поднимать над головой.
Для шан-нос очень важны две вещи – импровизация и дружеское соревнование. В пабах или на специальных вечеринках танцоры старого стиля часто выступают по очереди, как бы соревнуясь, кто выбьет ритм быстрее и четче, и кто покажет больше интересных шагов и движений.
Подписывайтесь, ставьте лайки.