ECEC - early childhood education and care. Образование и воспитание детей младшего возраста
Несколько десятилетий назад существовали опасения по поводу пребывания ребенка в детском саду, поскольку опасались, что мать не сможет обеспечить привязанность к ребенку, что может негативно сказаться на его развитии. Более поздние исследования, изучающие разлучение матери и ребенка, не выявили значимой связи между использованием услуг ECEC и безопасностью привязанности матери и ребенка, хотя в отношении совсем маленьких детей сохраняется озабоченность.
Напротив, исследования показывают, что ECEC может способствовать приобретению навыков и социально-эмоциональному и когнитивному развитию при условии, что уровень качества образования является высоким. Это было отмечено в ходе перекрестного анализа программ ECEC, сосредоточенного на ECEC на базе центра и семей (на дому) ECEC для 4-летних детей в Австрии, Германии, Испании и Португалии.
Исследование показало, что, хотя влияние семейного окружения на раннее развитие велико, а развитие обездоленных или "подверженных риску" детей значительно отстает от развития детей из семей с большими преимуществами, высококачественное ECEC на базе центра может уменьшить неблагоприятные условия обучения детей в течение одного года.
Изучение Титце более 400 немецких детских садов также выявило позитивную связь между качеством услуг ECEC и когнитивным и социальным развитием детей. Исследование Аннерта показало, что высококачественный уход за детьми, по-видимому, служит защитой от небезопасной привязанности детей, а не создает угрозы для безопасности привязанности. В младенческом возрасте младенцы склонны к социальному взаимодействию.
Хотя первичная привязанность обычно формируется из членов семьи, привязанность также может быть сформирована с помощью замещающих лиц, осуществляющих уход, таких как персонал ECEC. Такие ранние взаимоотношения имеют большое значение в силу их влияния не только на социально-эмоциональное развитие, но и на функции мозга.
Мозговые цепи, вовлеченные в социальное взаимодействие, также тесно связаны с цепями, управляющими другими функциями, такими как создание смысла, сдерживание эмоций, организация памяти и состояние регулирующего органа.
Хотя трудно анализировать воздействие ECEC на эти факторы, способствующие развитию, раннее исследование, проведенное ECEC, показало, что на качество программ ECEC приходится до 15% различий в школьных достижениях и социально-эмоциональном развитии среди детей в возрасте 8 лет.
В литературе утверждается, что качество является наиболее важным фактором, лежащим в основе степени и стойкости воздействия ECEC. Международные исследования имеют различные точки зрения на то, что составляет качество, но некоторые общие компоненты могут быть найдены.
Высокое качество, по-видимому, связано как со структурой, так и с качеством процесса. Структурное качество относится к таким аспектам, как размер класса, соотношение числа учителей и детей, уровень квалификации формального персонала и размер учреждения, в то время как качество процесса сосредоточено на процессах в условиях ECEC.
Важнейшим фактором, влияющим на качество процесса, является контекст и, в частности, взаимодействие ребенка младшего возраста со своим непосредственным окружением, а также с пространством и материалами. Хорошее педагогическое взаимодействие является одним из важнейших аспектов благополучия и развития ребенка и может рассматриваться в качестве одного из ключевых аспектов качества, оказывающего значительное влияние на его развитие.