В настоящее время у нас начата реализация проекта, который должен перевернуть представление россиян об отечественном отдыхе. Полмиллиона квадратных метров территории отдыха, на которой разместятся отели, детский санаторий ландшафтный парк, кафе, рестораны и даже целый город.
О концепции курорта Miracleon, о том, как там все будет устроено, и что в будущем можно будет попасть за границу, не выезжая из Анапы, мы беседуем с инвестором этого масштабного проекта, генеральным директором детского санаторно-оздоровительного комплекса «Жемчужина России» Валерием Димоевым.
Но начинаем разговор с вопросов отдыха и оздоровления подрастающего поколения россиян. Чрезвычайно актуального и в масштабах страны, и в масштабах каждой семьи.
- Валерий Алексеевич, недавно Госдума приняла закон, ужесточающий требования к организации детского оздоровления. Насколько это отразится на работе отрасли?
- Детским отдыхом всегда было непросто заниматься, но с каждым годом это становится делать все тяжелее и тяжелее. Ужесточается законодательство, увеличивается зона ответственности. К тому же, доходность этого бизнеса – незначительная, инвестиции окупаются десятки лет. Поэтому, в последнее время закрывается много детских лагерей. В первую очередь, небольших, которые не выдерживают конкуренцию и не в состоянии развиваться.
- Анапа традиционно считается детским курортом. Что необходимо сделать, в том числе и на государственном уровне, чтобы сохранить это стратегически важное направление?
- Я абсолютно уверен, что детский отдых нужно сохранить. Да, здесь не заработаешь больших денег. Но такой отдых должен быть обязательно, а тем более, в Анапе. И он должен занимать важное место в социальной сфере. Я даже не говорю о самом оздоровлении, об уникальных лечебных природных факторах Анапы.
Без детских лагерей очень трудно адаптировать подрастающее поколение в общество. Они объединяют ребят, предоставляют уникальные возможности для самореализации каждого ребенка. И это, на самом деле, бесценно.
От государства же нужно одно: четкие и понятные правила игры. Сегодня мы одновременно можем быть санаторием, тогда это Минздрав, лагерем – тогда это в ведении Минобразования, если дело касается детей в трудной жизненной ситуации, то за это отвечает Минсоцразвития. Но вот сейчас вышел закон, который должен это отрегулировать.
- В чем, на Ваш взгляд, уникальность «Жемчужины России»?
- Нам в свое время удалось объединить в единое целое два направления – педагогическое и санаторное. И дети, которые приезжают к нам, получают санаторно-курортное лечение, и педагогическое воздействие. Такое объединение дало нам большой плюс в динамике развития. Мало где это есть.
Ну и мы, безусловно, являемся весьма крупным предприятием. В летний период единоразово принимаем пять тысяч, а за год – тридцать тысяч детей. Летом из некоторых регионов к нам приезжают целыми поездами. И динамика роста количества отдохнувших - достаточно высока.
Конечно, в межсезонье есть одна проблема: издалека детей сюда не отправят. Есть учебный процесс, да и родители не хотят отпускать. Поэтому основанная категория в это время – дети Краснодарского края, которые приезжают, оздоравливаются и даже проходят определенную учебную подготовку.
- Расскажите, пожалуйста, о новых тенденциях, новых форматах детского оздоровления.
- В настоящее время потребность в детском отдыхе растет. Однако, при этом родители не хотят отправлять детей в некомфортную среду. Мы, начиная с 2013 года, полностью переформатировали и реконструировали «Жемчужину России», сделали условия проживания здесь более комфортными. Но сегодня снова необходимо перестраивать свою работу. Потому что существует потребность в отдыхе более высокого уровня.
Взять, к примеру, питание. Современные дети, которые уже отдыхали по системе «все включено», просто не понимают порционной системы. Они видели бассейны, аквапарки. На это есть спрос. Поэтому мы идем к тому, что буквально через пару лет будем снова реконструировать «Жемчужину России»: переводить столовую на шведский стол, устанавливать бассейны. Если раньше мы одни из первых лагерей предложили детям удобства в комнатах, то сегодня мы уже думаем о предложении двухместного размещения.
Кроме того, растет спрос на то, чтобы родители отдыхали рядом . И мы создали еще одно направление - семейный отдых. Предоставив гостям выбор, отдыхать вместе с детьми или отправив ребенка в лагерь, отдыхать в соседнем отеле, но на одной локации.
- В нынешнем году на инвестиционном форуме в Сочи Вы подписали соглашение о строительстве пятизвездочной здравницы. Как идет работа в этом направлении?
- Проект идет, идет достаточно активно, на сегодня мы даже опережаем график. Уже практически закончены бетонные работы, идет отделка помещений. И к сезону 2021 года мы планируем его открыть.
Это будет семейный пятизвездочный отель. Формат нового объекта, как и все объекты курорта, система «все включено». Отель не будет сезонным, мы настроены на круглогодичную работу и постараемся предоставить гостям адекватную стоимость отдыха с максимальным качеством сервиса. Наша задача постараться сохранить Российского туриста в нашей стране, мы предоставим полноценный, качественный отдых для семьи без дополнительных трат на визы, сложные перелеты и языковой барьер.
- В последнее время в прессе много информации о Вашем новом проекте – курорте Miracleon. Расскажите, чего ожидать от него, как там будет все устроено?
- Анапа, в первую очередь, - место семейного отдыха. И концепция Miracleon строится вокруг ребенка, вокруг семьи. И для семьи. Почему так много людей ездит отдыхать в Турцию или Египет? Не потому что там очень хорошо, а потому что мы ничего не можем предложить. Поэтому было принято решение создать то же самое у нас. Построить целый курорт! Конечно, это – амбициозная задача, и многие говорят, что это невозможно. А мы говорим: мы это сделаем!
Сегодня у нас уже работают объекты, которые станут частями нового курорта: Beton Brut, Dacha del Sol, Fioleto, MoreLeto, детский лагерь Жемчужина России.
- Центром нового курорта должен стать целый город Mira. В чем его концепция?
- Сердцем курорта станет город Старой Европы. Чтобы человек, не уезжая из России, мог увидеть ту же Грецию, ту же Францию, ту же Италию. Конечно же, мы не повторим один в один оригиналы, но постараемся подойти к этому достаточно близко. Кроме того, приезжая в один курорт, можно будет попробовать кухню, познакомиться с обычаями разных европейских стран.
- Когда, ориентировочно, Miracleon заработает в полную силу?
- В 2025 – 2026 годах мы должны завершить этот проект. Я говорю о сроках с некоторой осторожностью, но с Божьей помощью, думаю, все у нас получится.
- На дворе – ноябрь, и можно подвести итоги летнего сезона. Каким он был для ваших здравниц? Каковы ближайшие перспективы?
- Этот сезон мы отработали хорошо, и в целом мы довольны годом. Те задачи, которые мы ставили перед собой, выполнены полностью. В ближайших планах – увеличение количества принимаемых детей. Если в этом году их было тридцать тысяч, то в следующем их должно быть минимум тридцать три.
Для этого проводим реконструкцию и увеличение коечного и номерного фонда. Мы всегда ставим перед собой такие серьезные задачи, чтобы был дополнительный стимул дальнейшего развития.
- Санаторно-курортная отрасль – градообразующая для Анапы, от которой в муниципалитете зависит почти все. Как, по Вашему мнению, должно выстраиваться взаимодействие в треугольнике власть – бизнес – общество?
- Хочу сказать, что в Анапе такое взаимодействие отработано неплохо. Власть уделяет большое внимание развитию социальной сферы, стоит отметить хотя бы тот факт, что в этом году уже запустили два детских сада и еще три откроют в ближайшее время.
И я очень благодарен руководству муниципалитету за помощь в развитии санаторно-курортной отрасли. Если бы не было такой поддержки со стороны города, краевых властей, то нам было бы очень тяжело развиваться. К слову, Краснодарский край для нас – один из наибольших заказчиков детского оздоровления.
Мы же, в свою очередь, видим свою задачу в том, чтобы создавать новые рабочие места, платить достойную заработную плату, налоги. Ну и, конечно же, участвовать в социально значимых проектах. В том числе - по благоустройству и озеленению.
- В последние годы Анапа все меньше становится курортным городом, и все больше походит на каменные джунгли. Активное строительство высотных домов не только меняет облик города, но и создает массу проблем для горожан. Ваше мнение по этому вопросу.
- Здесь моя позиция такова: я обеими руками за то, чтобы Анапа была курортным городом, а не индустриальным. Потому что если туристы к нам приезжают и видят ту ситуацию, от которой они уезжают на отдых, они больше не приедут.
Сразу скажу, я не имею ничего против строителей, но согласитесь, нынешняя ситуация не может не тревожить. Построили дома, продали, люди приехали жить. А нагрузка на социальные объекты и инфраструктуру становится все больше и больше. Санаторной же отрасли ресурсов для развития не хватает все больше и больше. Если дело так пойдет и дальше, мы утратим статус федерального курорта.
Но надо отметить, что благодаря активной позиции нашего губернатора уже предприняты определенные шаги, чтобы исправить эту ситуацию. Я очень надеюсь, что, в конце концов, здравый смысл восторжествует, и Анапа останется общероссийской здравницей.