Найти тему
ВК ПРЕСС

По следам великих: что сделали одноклассники Пушкина и Лермонтова для Новороссийска

Увлекательное, потрясающе интересное исследование провел научный сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника, кандидат культурологии Лев Степко, выявив одноклассников великих русских поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, имена которых так или иначе связаны со становлением и развитием нынешнего Новороссийска.

Наши поиски в соцсетях

Как пояснил Лев Александрович, одним к исследованию этой темы его подтолкнули популярные не только в молодежной среде, но и среди людей почтенного возраста социальные сети «Одноклассники», где так приятно пообщаться со старинными друзьями, которых жизнь разбросала по самым разным уголкам страны и мира.

 Люди находятся в постоянном поиске, они хотят знать как можно больше, общаться друг с другом. Даниил Гранин в последние годы своей жизни в связи с проникновением наших соотечественников в мир Интернета высоко отзывался о нем как о средстве коммуникации. Он отмечал роль и значение в жизни современного человека Интернета, дающего его пользователям возможность виртуальной реализации своей личности в его пределах, возможность творить себя и свой мир. Так, например, социальная сеть «Одноклассники» позволяет не только находить своих старых друзей-одноклассников, коллег и сослуживцев, но облегчает поиск полезной информации. И замысел моего исследования заключается в том, чтобы как можно ярче и объективнее показать читателям, как наши соотечественники в ходе Кавказской войны, люди очень близкие по духу, увлечениям и интересам — одноклассники Пушкина и Лермонтова — внесли свою достойную лепту в освоение Россией всего северо-западного Кавказа и создания нашего города Новороссийска, который в 2018 году отмечает свой 180-летний юбилей.

Лев Степко в своем исследовании показывает биографии трех известных исторических личностей — Федора Федоровича Матюшкина и Константина Карловича Данзаса — лицейских друзей А. С. Пушкина, а также Николая Ивановича Поливанова — одноклассника и друга детства М. Ю. Лермонтова.

Федор Матюшкин

-2

Пожалуй, самый большой вклад из трех названных одноклассников внес в становление Новороссийска Федор Федорович Матюшкин. Одногодка Пушкина, он, как и будущий великий русский поэт, одновременно с ним 1811 год поступил в Царскосельский лицей, вместе с ним в 1817 году и окончил. С детских лет Федор увлекался военно-морским делом.

Сразу же после окончания лицея он поступил в качестве волонтера на шлюп «Камчатка», отправлявшийся под командованием капитана 2 ранга В. М. Головина в кругосветное плавание к берегам Камчатки, а затем и к русским владениям в Америке. В 1820 году поступил в экспедицию лейтенанта Ф. П. Врангеля по описанию русских берегов Северного Ледовитого океана. В 1825–26 годах на шлюпе «Камчатка» Матюшкин совершает второе кругосветное плавание. Затем были походы в Средиземку, служба в Кронштадте и перевод на Черноморский флот с назначением командиром фрегата «Браилов».

-3

Федор Федорович был близким другом Пушкина, который посвятил ему следующие строки:

Счастливый путь!..

С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя!

Александр Сергеевич посоветовал своему другу-однокласснику написать книгу о Севере. И Федор Матюшкин собирался отправить уже прославленному в то время поэту, прозаику и издателю план будущей книги. Но тут неожиданно пришло трагическое известие о гибели Пушкина. Несмотря на нарушение воинского устава, 14 февраля 1837 года Матюшкин приказал дать на фрегате траурный залп из всех 44-х орудий по случаю гибели любимого друга.

Командуя фрегатом «Браилов», в 1837–38 годах он постоянно крейсировал у берегов Кавказа. В это время капитан Ф. Ф. Матюшкин активно участвовал как в операции по освоению Цемесской бухты, где был основан будущий Новороссийск, так и устьев рек Туапсе и Шапсухо, и еще в целом ряде других высадок десантов, совершенных Черноморским флотом под командованием адмирала М. П. Лазарева.

Наиболее ответственным и трудным этапом любого десанта в парусном флоте является высадка десанта на неприятельский берег, каким тогда было Черноморское побережье нынешнего Краснодарского края. 

-4

И адмирал М. П. Лазарев вместе с командовавшим десантными войсками генералом Н. Н. Раевским-младшим тщательно планировали каждую такую высадку, обогатив военное искусство. Командиры линейных кораблей, фрегатов, гребных судов, взводов и рот, батальонов и полков точно знали не только где, когда и что им делать, но и как выполнить поставленную задачу. Знал это и командир фрегата «Браилов», вместе с эскадрой Черноморского флота вошедший 12 сентября 1838 года в Цемесскую бухту.

Федор Матюшкин с борта своего фрегата высадил на берег будущего Новороссийска 402 человек в две очереди. Начал высадку первый пеший Черноморский полк в количестве 200 человек, за ним — второй пеший Черноморский полк в составе 202 человек. При высадке десанта не было ни единой непредвиденной задержки, ни одной заминки. Проходила она в быстром темпе и строго по плану. В журнале о военных действиях Н. Н. Раевский писал: «12 сентября, в полдень, эскадра вошла в обширную и величественную бухту Цемес и стала на якоре между устьем реки сего имени и развалинами турецкой крепости Суджук…». Операция по высадке десанта завершилась успешно, в чем есть, несомненно, и заслуга лицейского одноклассника Пушкина, Федора Матюшкина.

-5

Дослужился Ф. Ф. Матюшкин до адмиральских чинов, командовал бригадой Балтийского флота, был вице-директором Инспекторского департамента Морского министерства, занимал еще немало важных должностей, в 1861 году стал сенатором, а в 1867 году, за пять лет до своей кончины, получил звание полного адмирала.

Константин Данзас

-6

Еще один лицейский друг Пушкина — армейский офицер, а затем и генерал-майор Константин Карлович Данзас также внес свою лепту в освоение территории нынешнего Новороссийска.

Происходил он из старинного дворянского курляндского рода. Сразу при поступлении в Царскосельский лицей сблизился с Александром Пушкиным, издавая вместе с ним рукописный школьный журнал «Лицейский мудрец». Сам тоже писал в журнал, публикуя свои первые литературные опыты. Часто приятели встречались и после выпуска. Данзас присутствовал на лицейской годовщине 1836 года — последней, в которой участвовал Пушкин.

В 1817 году Константин Карлович был выпущен из лицея по низшему стандарту — офицером в армию, прапорщиком в Инженерном корпусе. С 1827 года — штабс-капитан Отдельного Кавказского корпуса. Участвовал в трех походах против Персии, принимал участие в главных сражениях с турками на европейском театре. За отличие в Турецкой войне получил звание капитана. Имел тяжелое ранение, награжден полусаблей с надписью «За храбрость».

-7

Самой трагической страницей в судьбе Данзаса стало его участие в дуэли друга Пушкина 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Черной речки. Александр Сергеевич пригласил Константина Карловича быть его секундантом на дуэли с Дантесом, где поэт получит смертельное ранение. Вечером накануне дуэли Пушкин дал Данзасу на память бирюзовое кольцо со своей руки. С ним Данзас не расставался до смерти. Дуэль легла зловещей тенью на жизнь Данзаса: где бы он ни появлялся после нее, разговор заходил только о дуэли и гибели великого поэта. За участие в организации поединка Константин Карлович был приговорен к виселице, но это наказание по ходатайству военного начальства высочайше было заменено на 2 дополнительных месяца ареста в Петропавловской крепости.

С 1838 года Данзас проходит службу в военно-инженерном департаменте по морской части. Но из-за ссоры с начальством в звании полковника его переводят на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, с которым он начинает походы против горцев. В этот же период Константину Карловичу довелось стать участником строительства форта Раевского, ныне одноименной станицы под Новороссийском.

Чтобы понять, как это происходило, историк Лев Степко в своем исследовании обращается к кратким сведениям, которые оставил нам в своих мемуарах их непосредственный участник — декабрист Н. И. Лорер. В 1839 году он был в составе полугодовой экспедиции по устройству фортификационных сооружений Головинское, Лазаревское и крепости Анапа. В октябре того же года судьба забросила его на реку Маскага для возведения форта Раевского.

В своих воспоминаниях Николай Иванович пишет: «На Кавказе при движении колонны нельзя никому отстать, ни выдвинуться в сторону, и предосторожности строго соблюдаются. Чуть сломалось что-нибудь у кого бы то ни было, весь караван останавливается и не двигается, пока все не будет приведено в порядок. К вечеру мы пришли на возвышенное плато и остановились, чтобы строить новый форт. На дворе был сентябрь. По ночам мы зябли от холода, а форт Раевский рос себе понемногу. Какая-то унылость, апатия нас обуяла, мы жаждали хоть бы перестрелки, а то и ее не было. Не слышно в лагере ни музыки, ни песенников, не видно картежной игры и попоек. И только К. К. Данзас, вечно веселый, иногда нас рассмешит. Но как всему есть свой конец, то и мы дождались обратного восвояси похода. При заходе солнца мы возвратились в Анапу».

В 1856 году Данзас поступил чиновником в комиссариатскую комиссию, но в том же году вышел в отставку. Скончался Константин Карлович 3 февраля 1870 года в одиночестве в Петербурге и был погребен за казенный счет. Быть может, и в этом сказалась роковая метка секунданта.

Николай Поливанов

-8

Друг детства и однокашник уже другого великого русского поэта М. Ю. Лермонтова Николай Иванович Поливанов оставил нам в наследство не только свой личный вклад в освоение Черноморского побережья, но и замечательные рисунки этого процесса.

Он родился 10 ноября 1814 года в Москве, в семье сенатора. В 1828 году судьба сводит его с Михаилом Лермонтовым, который со своей бабушкой поселяется в первопрестольной на Малой Молчановке — в ближайшем соседстве к дому Поливановых. Это и послужило началом знакомству подростков-ровесников. Хотя Лермонтов поступает в университет, а Поливанов в одном из частных пансионов, Николай Иванович вхож в студенческий кружок вместе со своим другом-соседом.

Затем судьба снова сводит их уже в Санкт-Петербурге. Туда в 1832 году переводится Михаил Юрьевич в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где уже 9 месяцев учится Николай Поливанов. И в 1834 году их обоих выпускают корнетами в гвардию. Лермонтов был определен в лейб-гвардии гусарский полк, Поливанов — в уланы. Несмотря на это приятели постоянно видятся и общаются, у них довольно доверительные отношения.

-9

Объединяло их и общее увлечение рисованием. Рисовальная манера Н. И. Поливанова во многом схожа с лермонтовской: дало себя знать многолетнее тесное общение. Авторство многих рисунков в юнкерском альбоме Лермонтова до сих пор является объектом споров искусствоведов.

Дальнейшая судьба у друзей складывается по-разному, но и здесь есть общая черта — Кавказ. В 1836 году корнету Поливанову приказано немедля отправиться из столицы в Ставрополь, с тем чтобы к 1 апреля явиться непременно в штаб генерал-лейтенанта А. А. Вельяминова «для получения дальнейших от оного приказаний». В действующем отряде Николай получает массу впечатлений, которые нашли отражение в большом количестве карандашных набросков, рисунков пером, ярких акварелях.

Экспедиция А. А. Вельяминова двигалась на Кавказ через Ростовскую губернию, где армейский художник-любитель зарисовал целый ряд интересных сюжетов. Совершая марш по территории Кубани, войска, преодолев Маркотхский хребет, спустились к Цемесской бухте Черноморского побережья, где взору Поливанова открылся чудесный вид с еще пустыми берегами бухты, с кораблями на рейде и бастионами Александрийской крепости (нынешнее курортное село Кабардинка). Внимание художника привлекают экзотические по тем временам кавказские виды.

Вот как московский литературный критик Я. Л. Махлевич описывает некоторые работы Н. И. Поливанова, посвященные региону Цемесской бухты:

«Сумрачный черкес, взявшись за рукоять кинжала, мстительно сжимает его. Казак-пластун, опираясь на посох-рогатину (она служила опорой для прицельной стрельбы), лукаво ухмыляясь, шагает по прибрежной дороге; во след важно шествует навьюченный верблюд с бесстрастным погонщиком калмыком.

Мулла в огненно-карминном одеянии, белой чалме застыл на своем породистом скакуне. Дочерна загорелое лицо, насупленные брови, седая борода. Еще одна необычная акварель: горец, в бурой черкеске, встал на седло, чтобы достать до вершины скалы, и палит из ружья. Рисунок карандашом: черноокий казак всматривается вдаль с вершины берегового утеса — не появится ли турецкая фелюга?

Можно понять, какой волнующей неожиданностью для исследователей стали акварели, изображающие генерала А. А. Вельяминова в альбоме лермонтовского друга. На одной из акварелей генерал во главе отряда едет по ущелью. Среди штабных офицеров Поливанов изобразил себя в уланском мундире и фуражке. Все офицеры, как водилось в походе, без эполет с черкесскими шашками на узких ремнях через плечо. Зарисовка "Лагерь при Суджук-Кале" удачно запечатлела генерала А. А. Вельяминова на фоне величественного горного ландшафта и неприхотливого лагерного быта».

Известно, что А. А. Вельяминов пользовался огромным авторитетом в войсках. Безусловно, Николай Поливанов разделял всеобщее восхищение личностью командующего. В свою очередь и генерал успел заметить бравого гвардейского корнета. Причем командующий не только представил Поливанова к ордену Святой Анны III степени с бантом — за мужество и отличие, проявленные в экспедиции против горцев в 1836 году, но и наградил саблей.

В 1852 году Н. И. Поливанов вышел в отставку. В 1856 году, во время Крымской войны, состоял начальником 271-й дружины Симбирского ополчения, затем был назначен заведующим всеми дружинами этой губернии. Из жизни друг Лермонтова ушел в 1974 году. Два альбома с его рисунками, в том числе кавказской поры, хранятся сегодня в Ульяновском областном художественном музее.

Напоследок…

Эх, не было во времена этих замечательных людей Интернета и соцсети «Одноклассники»!.. А какое бы увлекательное получилось у них общение между собой! Сколько бы любопытных историй они могли поведать друг другу!.. Но, с другой стороны, читая биографии этих необыкновенных людей, задаешься вопросом: если бы у них под рукой вдруг оказался Интернет, не увлек бы он их, как нашу современную молодежь, из полной приключений жизни в иную — виртуальную — реальность? Написали бы Пушкин и Лермонтов столько выдающихся произведений, если бы постоянно «сидели» в «Однокласниках»?

Понравился материал? Жмите лайк и подписывайтесь на наш канал!

Источник: ИА "ВК ПРЕСС"