Так уж случилось, что историческое название этой площади ни разу не прижилось в виде официального топонима. Еврейскому базару неизменно предпочитали что-то более звучное.
Начало этой истории положил указ Николая I, который запрещал евреям проживать в пределах Киева. Позднее в 1857 году, согласно высшему соизволению, было отведено несколько мест, в том числе и на территории нынешней площади Победы, где лицам еврейской национальности разрешалась торговая деятельность. В течение 1-2 дней не более. Своеобразный эксперимент удался. С 1860 года рынок у оконечности Бибиковского бульвара (нынешний бульвар Шевченко) действовал на постоянной основе. Даже наметилась его специализация, в широком ассортименте были представлены поношенные вещи. Везлись они не откуда-то из-за океана или Европы, а с киевских окраин. Такой себе second-hand времён самодержавия. Торговые ряды ограничивались пределами современного цирка и прилегающих к нему бульваров. Это и был собственно Еврейский базар. Киевляне , впрочем, быстро оптимизировали название, укоротив его до Евбаза.
В 1869 году площадь получила первое официальное название - Галицкая.
Особый архитектурных шедевров тут отродясь не было, всё больше типовая или утилитарная временная постройка, например, складские помещения. Интересные дома стали появляться лишь в отдалении от торжища или в прилегающих улицах. Так на в самом начале Бульварно-Кудрявской (согласно советской версии - улица Воровского) стоит массивный, как крепость, дом Карла Бульона. Владелец крупнейшей в Киеве колбасной фабрики знал, как никто другой что надо быть поближе к потребителю.
В этом особняке с еще сохранившимися признаками венского ренессанса в виде ажурной башенки жил Эммануил Шмуклер, друг Константина Паустовского еще по гимназии. Здесь на углу Саксаганского и Евбаза хозяева не раз принимали артистическую богему Киева.
В автобиографической книге "Повесть о жизни" у писателя есть такие строки: Я часто бывал в доме у Эммы, это был, как говорится, артистический дом. Отец Эммы известный в городе врач-бессребреник в юности мечтал стать оперным певцом. Почему-то это ему не удалось, но всё же страсть к опере преобладала у доктора Шмуклера над всем."
А это уже плоды советской архитектуры. Просто жилой дом №1 по проспекту Победы. Из типовых коробок он выделяется только тем, что в нём жил когда-то режиссёр Сергей Параджанов.
Читайте лучшие материалы Архистории за неделю и подписывайтесь на нашу страницу!
Что сделал Корбюзье для Москвы