Вот у нас пишут: «законодатель решил…», «законодатель принял акт…», «законодатель не согласился с…» А кто он, этот таинственный законодатель? В принципе, конечно, понятно, что это высший орган власти, утверждающий законы как акты государственной власти. Но это как-то не очень поднимает завесу тайны над собственно личностью законодателя.
Законодатель представляется многим как абстрактный, наполовину мифический, заоблачный орган, который функционирует словно бы сам по себе, в отрыве от конкретных людей; юридическое лицо без физических лиц; некий робот, функционирующий без сна и отдыха... Однако ж это вполне реальные люди из плоти и крови, которые занимаются тем, что принимают законы.
А насколько реальны эти люди? Как они работают, как отдыхают?
Вот, к примеру, в Новогодние каникулы работают ли эти люди так же полнокровно, как в остальное время? А давайте посмотрим по факту – пройдемся по справочным правовым системам и проследим, принимались ли в новогодние дни какие-то акты. Причем ограничим акты конкретно федеральными законами, а даты – 31 декабря и 1 января. То есть возьмем все самое-самое – самое важное, самое сложное (для работы над такими актами) и т. п. И, чтобы не распыляться, рассмотрим последнее 10-летие: 2010–2019 гг.
Итак, за последние 10 лет в некоторые годы законодатель все-таки чувствовал себя тоже человеком и отдыхал, не принимая 31 декабря и 1 января никаких федеральных законов вообще (и это при всей огромной массе законодательства, которая принимается у нас из года в год!).
Но в другие годы чувство ответственности брало свое и акты все же принимались даже в праздничные даты.
Как правило, это были, так сказать, не полноценные законы о чем-то отдельно концептуальном (наподобие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», какого-либо кодекса и проч.), а акты о внесении изменений в другие законы, в частности в те же кодексы.
Самым «урожайным» был 2014 г.: только за 1 день перед Новым годом – 31 декабря – было принято целых 50 законов! Причем 2 из них были даже не просто о редакциях других актов, а, так сказать, полноценными самостоятельными актами (между прочим, действующими до сих пор – и это при нашей-то нормативной базе, которая слишком быстро устаревает):
- № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
- № 496-ФЗ «Об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Саха (Якутия)».
Следующий пик активности законодателя пришелся на 2017 г., когда 31 декабря было принято сразу 27 новых законов (видимо, в промежутке между 2014 и 2017 г. законодатель отдыхал). И вновь парочка из них – так сказать, полноценные и до сих пор действующие:
- № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе)…»;
- № 484-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Что же касается 1 января, то тут, видимо, таинственные лица, коллективно составляющие законодательный орган, решили, что надо и совесть иметь, и законов в эти дни не принимали. Впрочем, только законов. А остальная нормативка шла – будь здоров: и методики, и разного рода правила, и даже федеральные соглашения.
Так что законодатель не дремлет, как пресловутый старший брат, который смотрит за всеми, и как притча во языцех – человеко-роботы, которые не нуждаются в отдыхе даже в самые праздничные дни.
Кстати, читайте пост «Выходные дни в декабре 2019 г. – январе 2020 г.».