Организатор Недели российского кино в Великобритании, активный молодой швед с русскими корнями, Филип Перкон имеет удивительную биографию. Родился в Стокгольме в русской семье, учился в Великобритании в престижном Winchester College, увлекался спортом, программированием, позже занялся организацией рок-концертов и выставок русского искусства. Выпускник Лондонской школы экономики, Перкон организовал Russian Business Week, которая стала его первым шагом к России. До этого он никак не был связан со своей исторической родиной и даже не очень хорошо знал письменный русский язык.
В 2016 году Филип основал ежегодный кинофестиваль Russian Film Week. В настоящее время это крупнейшее культурное мероприятие, посвященное российскому кино, за пределами России. Журнал Afisha.London поговорил с Филипом (на чистейшем русском языке) о том, каково это — быть флагманом русского кино за рубежом, и как ему пришла идея организации такого фестиваля.
А: Неделя кино для русского Лондона — уже значимое культурное событие. Можно сказать, вы в ответе за тех, кого приручили. Чувствуете ли вы эту ответственность за начатое дело, особенно учитывая, что в прошлом году фестиваль был на волоске из-за политических недоразумений между странами?
Ф: Я занимаюсь тем, во что искренне верю сам и что люблю, поэтому ответственно отношусь ко всем своим проектам и вкладываю все силы в их реализацию. Болею за каждый из них, переживаю, переношу нервные срывы. Подготовка прошлого фестиваля далась очень нелегко! Политическая обстановка всегда отражается на нас. Но, с другой стороны, это закаляет команду. И несмотря на тяжелый политический кризис это был рекордный год — по посещаемости, по количеству режиссеров, актеров, продюсеров, по количеству упоминаний в СМИ, по количеству рекламы, а также по главному показателю: количеству фильмов. В этом году все гораздо спокойней, мы многое поняли, по-другому настроили организацию, по-другому планируем. Можно сказать, мы стали более sustainable, более устойчивы и более готовы к вызовам.
А: Получается, не бывает плохого пиара?
Ф: Чем больше присутствует новостей, — плохих, хороших — связанных с Россией, тем больше просыпается интерес к российской культуре. Особенно это привлекает иностранцев, даже не обязательно британцев. Когда плохо говорят о стране, когда это часто мелькает в прессе, это провоцирует интерес, а как можно узнать больше о стране, если туда не поехать самому? Это сходить в кино, посмотреть фильм, пообщаться с диаспорой. Сразу откроется вся культура. Нам это на руку. У меня никогда не было проблем с аудиторией из-за политических моментов.
А: Как изменился фестиваль за эти четыре года?
Ф: Первые два-три года это была волонтерская инициатива, поскольку у нас было очень мало денег. Мы тратили средства на привоз важных гостей, вовлечение и создание самого главного — «экспириенса», то есть, понимания, что это не просто поход в кино, а по-настоящему событие. Чтобы режиссеры и актеры приезжали презентовать фильмы, чтобы была дискуссия, чтобы была реклама не только их фильмов, но также российской киноиндустрии в общем.
На нашем первом фестивале, который проходил в Кембридже и в Лондоне, у нас было около 27 фильмов. Три года назад это было этаким милым небольшим мероприятием, которое посетили около двух тысяч человек. А сейчас в программе около 60 фильмов, четыре города (добавился Оксфорд и Эдинбург), больше 10 тысяч посетителей, более 20 площадок, а также выставки, мастер-классы, круглые столы, множество развлекательных событий, профессиональная команда в Лондоне и Москве. Это уже не стартап, который был вначале, а полноценное, состоявшееся мероприятие, и наша внутренняя организация это тоже отражает. Есть грандиозность. Изменился масштаб, а лично для меня еще изменился его дух. Раньше я общался с каждым гостем, который приезжал на фестиваль, знал всех актеров и режиссеров лично. Сейчас, когда приезжает более 180 человек, я физически не могу со всеми пообщаться. Это большой минус для меня, я очень люблю общаться с людьми.
А: А как принимается решение о составлении шорт-листа?
Ф: Все фильмы, которые мы показываем, подаются через сайт Film Freeway. После этого составляется такой лонг-лист из 300 заявок. Номинационный комитет в количестве шести человек все это просматривает и выбирает. Мы основываемся на экспертизе номинационного комитета. Следим, чтобы было как можно больше разнообразных тем и жанров, рассчитанных на разную аудиторию. Артхаус — это Кирилл Серебренников, Андрей Звягинцев. Зрительское кино: блокбастеры, комедии, необычное кино. В этом году из необычного могу отметить религиозный фильм «Варавва» («Barabbas»). Также экранизации романов, например, «Текст» по Дмитрию Глуховскому. Фильм-катастрофа «Отрыв» («Break»), научно-фантастический фильм «Абигейл» («Abigail») — фильм с хорошим бюджетом и интернациональной командой актеров. Также семейное кино, анимация.
Хотите узнать:
- почему фестиваль RFW вовсе не фестиваль, а панорама;
- как определить аудиторию на показе фильма (лайфхак от Филипа);
- какая мечта у талантливого организатора на 5-летний юбилей RFW 2020?Тогда читайте нашу полную версию интервью на сайте.
Следите за новостями культуры в журнале Afisha.London и подписывайтесь на нашу рассылку.
А если ваши друзья интересуются новостями из мира кино, то обязательно и с ними поделитесь этой статьей: