В 1590-х годах боязнь колдовства со стороны короля Шотландии Якова VI начала разжигать национальную панику, что привело к пыткам и гибели тысяч людей.
В конце 1500-х годов Шотландия верила, что дьявол работает в этой стране. Местные жители говорили о его способности вызывать шторм, убивать скот и распространять смертельные болезни. Сатана пытался подорвать человеческое общество изнутри и нанимал тайных агентов для выполнения своих приказов. Эти дьявольские актеры были ведьмами, и власти считали, что их необходимо искоренить ради Царства Божьего.
Шотландия была не одинока, став жертвой паники колдовства в конце 16 века и первой половине 17 века. Охота на ведьм охватила Европу, начавшись в 15 веке, когда укоренилась идея, что ведьмы поклоняются дьяволу. Бургундия, Италия, Швейцария, Германия и Скандинавия - все это время пережили вспышки ведьминской паники. После того, как Реформация разделила Европу на протестантскую и католическую в начале 16 века, обе стороны охотились на ведьм. В этот период религиозных реформ правители хотели доказать свое благочестие. Они воспринимали нечестивых и злых как источник беспорядков и волнений.
Охота на ведьм может рассматриваться как продолжение протестантской Реформации, когда приходские служители и представители власти пытались создать "благочестивое государство", в котором все поклонялись бы правильно, а грех и нечестие были бы уничтожены. В числовом выражении охота на ведьм в Шотландии была жестокой. Между 1590 и 1662 годами по всей Шотландии вспыхнули пять сильных паник: 1590-91, 1597, 1628-1631, 1649-1650 и 1661-62.
В результате этой паники из примерно миллиона человек около 2500 обвиняемых ведьм, большинство из которых составляли женщины, были казнены, что в пять раз превышает средний европейский показатель казни на душу населения. Восприимчивость Шотландии к широко распространенной панике над ведьмами и колдовством была частично обусловлена ролью одного человека: шотландского правителя короля Якова VI, который после смерти Елизаветы I стал королем Англии Яковом I в 1603 году.
Книга короля....
Шотландский парламент криминализировал колдовство в 1563 году, незадолго до рождения Джеймса. Акт превратил ведьм в смертельную меру наказания. Прошло почти три десятилетия, прежде чем в 1590 году возникла первая крупная паника колдовства, когда король Яков поверил, что он и его датская невеста Анна лично стали мишенью ведьм, которые вызвали опасный шторм, пытаясь убить королевских особ во время их путешествий через Северное море.
Одной из первых обвиняемых в этой панике была женщина по имени Гейлис Дункан из Tranent in East Lothian. В конце 1590 года ее наниматель, Дэвид Ситон, обвинил ее и пытал, чтобы она дала признательные показания, в которых она назвала нескольких сообщников. Позже Дункан отказалась от своего признания, но к тому времени паника уже была в разгаре.
Король Джеймс санкционировал суды над ведьмами после тревожного признания в 1591 году со стороны обвиняемой ведьмы Агнес Сэмпсон. Было обнаружено, что 200 ведьм - даже некоторые из Дании - в ночь на Хэллоуин 1590 года отправились в костел прибрежного города Норт-Бервик. Там дьявол проповедовал им и побуждал их планировать гибель царя. Услышав эти признания, король Джеймс и его советники решили, что заговор с целью колдовства угрожает его царствованию, несмотря на то, что их изнемогали с помощью пыток. Должно быть, это было тревожно, но также и отрадно, что дьявол якобы сказал, что король был его величайшим врагом на земле.
Шесть лет спустя вспыхнула очередная паника. Опять же, как сообщалось, ведьмы сговаривались против короля Джеймса лично. Женщина по имени Маргарет Эйткен, так называемая великая ведьма Бальвеари, утверждала, что обладает особыми полномочиями по обнаружению других ведьм, многие из которых были казнены только по ее словам. Эта паника внезапно прекратилась, когда Эйткен была разоблачена как мошенница. Этот инцидент сильно смутил охотников за ведьмами, и в том же году, отчасти для оправдания недавних судебных процессов, король Джеймс опубликовал свой трактат "Демонология". Колдовство вызвало большой научный интерес в XVI веке, и в книге царя отражено то, как Иаков воспринимал себя как интеллектуала.
Позже политические события сместили охоту на ведьм с центрального места в мировоззрении Иакова о его роли как божественно рукоположенного царя. После смены королевы Елизаветы I на посту королевы Англии в 1603 году Иаков столкнулся с новым религиозным противником: воинствующими католиками. Католические заговоры угрожали его притязаниям на английский трон, точно так же, как ведьмы Северного Бервика угрожали ему в Шотландии. После Порохового заговора 1605 года Парень Фокс планировал взорвать парламент и убить короля Джеймса, но отказался от охоты на ведьм в пользу искоренения любых католических заговоров.
Паника утихает.
В конце 17 века религиозный плюрализм стал более приемлемым. Новые научные идеи подрывают догматическую определенность в отношении колдовства. Суды отказываются принимать признательные показания, которые могли быть выбиты под пытками. Охота на ведьм стала менее жизненно важной для государства, и после 1662 года национальной паники больше не было.
Местная паника вспыхнула примерно полвека назад. В начале 1700-х годов в небольшом рыбацком городке Питтенвим произошло уникальное для Шотландии явление самосуда. Этот поздний эпизод иллюстрирует, что может произойти, когда население было убеждено опасаться ведьм, но власти больше не желали их казнить. Четверо из подозреваемых Питтенвима признались в колдовстве, но затем они отказались от своих признаний. Центральные власти Эдинбурга отказали в разрешении суда, и подозреваемые должны были быть освобождены. Однако 30 января 1705 года толпа убила одну из обвиняемых женщин, Джанет Корнфут, вытащив ее на пляж, положив дверь на нее и набросали камни на дверь, пока она не умерла.
При всей суровости правосудия толпы дело Питтенвима было бы одним из последних случаев паники ведьм в Шотландии. Последняя казнь была совершена в 1727 году в Дорнохе, а в 1736 году британский парламент отменил закон 1563 года о колдовстве. С тех пор в Шотландии были воздвигнуты некоторые небольшие памятники жертвам ведьминской паники, но раздаются призывы установить более крупный, более официальный памятник, чтобы признать большую несправедливость, совершенную в отношении тысяч невинных женщин и мужчин, замученных и убитых во время большой паники четыре века назад.