Девяносто лет назад в бой впервые пошли советские танки. Где, с кем и как учился современной войне Советский Союз — в нашей статье.
Дорога, которую выбирают все
КВЖД, она же Китайско-Восточная железная дорога, была построена на северо-востоке Китая ещё при Николае II и «по наследству» досталась СССР. В 1924 году КВЖД по советскому предложению перешла в совместное управление, хотя в самом Китае в это время не стихала гражданская война — с участием всех желающих.
Внезапно в 1927 году доселе дружественный китайский лидер Чан Кайши устроил резню местных коммунистов. В следующем году полевого командира Маньчжурии Чжан Цзолиня взорвали в собственном поезде. Чжан Сюэлян, сын убиенного, посмотрел вокруг — и решил прибрать КВЖД, проходящую как раз по землям Маньчжурии, к своим рукам. Выгодное же дело!
Советских служащих КВЖД выгнали или арестовали. На границе СССР чередой пошли перестрелки и набеги. В ответ советские пушки, бронепоезда и даже самолёты работали по китайским батареям, а пехота по ночам атаковала укрепления буйного соседа.
Но войны никакой не было! И мира тоже не было. Был «конфликт».
А что за один бой выстреливали больше пары тысяч снарядов… Что ж, бывает.
Выяснилось, что старое оружие Красной армии работало не очень — пушки отказывали, половина ручных гранат просто не взрывалась, а пулемёты «Кольта» и «Шоша» после пяти-шести очередей глохли.
Тогда лучшие части собрали в особую Дальневосточную армию, дали роту танков — и 17 ноября 1929 года эти силы перешли границу.
Цель — взять город Чжалайнор и станцию Маньчжурия на КВЖД. Командовал армией Василий Блюхер, который недавно был в Китае военным советником и хорошо знал местные войска.
Когда отваги мало
Чтобы не всполошить противника, колёса пушек обвязали брезентовыми жгутами, на головы лошадей надели брезентовые торбы.
Однако с наскока взять китайские укрепления не удалось. Обе станции окружали окопы полного профиля, местами даже колючая проволока. Блиндажи из трёх рядов шпал, брёвен и рельсов, сверху — земля. Пулемёты, бомбомёты — предтечи миномётов, даже пушки.
Чем рвать подготовленную оборону? Правильно, танками!
Красные части выставили лёгкие танки «типа М. С.» — далёких потомков заслуженного ветерана ПМВ Рено FT-17. Это были первые подобные танки, сделанные в СССР, — до того воевали трофеями. Новинку секретили даже от своей пехоты, поэтому «красноармейцы смотрели на них как на чудо».
Вышло как всегда в таких случаях — танки разбрелись по полю боя, а пехота отстала больше, чем на полкилометра.
Блюхер, видя неудачу, приказал перегруппировать артиллерию, а пехоте — отойти на отдых.
На другой день танки атаковали куда лучше. За ними шла пехота. Конная артиллерия, видя по первым боям, что не может разрушить укрепления, вообще подъезжала и била по амбразурам в упор с дистанции меньше полукилометра. Другая армия такого нахальства не позволила бы — но с китайцами сработало.
Блюхер докладывал: «Противник, несмотря на превосходство нашей техники и полное окружение, оказывал небывалое по упорству сопротивление».
Некоторые солдаты дрались до последнего патрона и в начале боёв в плен почти не сдавались.
К счастью, китайцы при всей отваге не умели стрелять из винтовок, пулемётов и пушек. А основные потери красные бойцы понесли от бомбомётов.
Буквально каждый окоп приходилось брать штыковой атакой, закидывать гранатами или расстреливать в упор из орудий. Повезло, что «оборона противника была мёртвой, не активной. Противник был привязан к своим блиндажам и не маневрировал».
Но всё же сопротивление китайцев рухнуло — и они тысячами бросились бежать. В погоню отправили пару санитарных машин, посадив на них пулемётный взвод. «Попытки китайцев спасаться от машин бегством привели к полному изматыванию китайцев».
Настало время разбора полётов.
Советские Робин Гуды
«Танки действовали решительно, жертвуя собой, но пехота поддерживала их слабо и активности не проявила». Лёгкие танки не могли перелезать через широкие окопы, а лишь обходили их. Семь машин вообще вышли из строя.
Кроме того, танкам просили дать картечные снаряды, батареи сопровождения и радио для связи. Или «танкетки наподобие бронированного мотоцикла для комроты и политрука».
Увы, СССР конца 20-х был не просто бедной, а нищей страной.
Порой в управлении дивизии была лишь одна легковушка, а бойцу полагалась одна граната. В ротах было всего по 30-40 человек. А командиры просили снабдить их… часами, «а то при всем желании нигде не купишь приличные новые часы».
Артиллерийский инспектор Грендаль хватался за голову — артиллерия не уничтожила ни одного блиндажа, землянки или наблюдательного пункта. У командиров и наблюдателей не было даже биноклей! Потому и подъезжали к амбразурам. «Существующее положение нетерпимо и при встрече с современной армией может привести к тяжёлым последствиям».
Всего в боях на КВЖД в советских войсках было убито 190 человек, ранено 792. Китайцы заявили свои потери в две тысячи убитых, тысячу раненых и 8550 пленных.
Победители набрали массу трофеев — винтовки вообще считали вагонами. Часто даже опытные спецы не могли понять, что за оружейное чудо нашлось у китайцев.
По перечню трофеев заметна бедность Советского Союза — тщательно записывали не только автобусы и краны, но даже горчицу, рогожи, дёготь, вилки, стёкла к лампам, бобы и чай. Даже «канат верёвка старая»! При этом муку, как полагалось у борцов за народное счастье, десятками тысяч пудов раздали местным.
В 1935 году, после того как японцы захватили Маньчжурию, КВЖД пришлось продать.
Ветераны боёв на КВЖД — комбриг Рокоссовский и комиссар Романовский — покрыли себя славой и на полях Великой Отечественной войны. Другим повезло меньше — их расстреляли.
Но всё же тогда, осенью 1929 года, СССР получил драгоценный и крайне важный опыт современной войны — в первую очередь танковой.
Автор: Евгений Белаш
Источник: https://warhead.su/2019/11/17/razborki-u-kvzhd-pervyy-boy-sovetskih-tankov