Как показывает эмпирическая литература показывает, что люди, которые ценят деньги, имущество, достижения, власть, имидж и статус, в меньшей степени склонны вести себя в интересах окружающей среды. Они также более склонны выражать негативное отношение к окружающей среде и вести образ жизни, наносящий вред окружающей среде.
Для решения экологических проблем, связанных с самосовершенствованием и материалистическими ценностями, Кассер предлагает двойную стратегию.
Первый аспект стратегии заключается в том, чтобы уменьшить те факторы, которые, как известно, заставляют людей отдавать приоритет самосовершенствующим, материалистическим ценностям.
Касер и Коллиги указали две основные причины относительно сильного принятия материалистических, корыстных ценностей. Один из них - социальное моделирование. Исследования показывают, что ознакомление людей с идеями, пропагандирующими материалистические ценности, приводит к тому, что люди, как правило, сами принимают такие ценности.
Например, исследования показали, что люди выражают материалистические ценности сильнее, когда их сверстники или родители выражают эти ценности, когда они смотрят телевизор или имеют доступ к другим формам СМИ. А так же, когда они живут в более экономически конкурентной социальной и политической среде. Психологическая незащищенность является вторым известным фактором, вызывающим ориентацию на материалистические ценности.
К другим формам психологической незащищенности, которые эмпирически ассоциируются с принятием таких ценностей, относятся эмоциональный холод, контроль над своими близкими, развод в детстве, чувство экономической обездоленности и даже временный голод.
В дополнение к устранению причин, лежащих в основе материально-правовых ценностей, Кассер предлагает вторую стратегию: поощрять ценности, которые психологически противоположны материальным ценностям, способствующим самосовершенствованию. Исследования показывают, что ценности и цели существуют в мотивационных системах, которые организованы относительно последовательным образом в рамках различных культур. В частности, эти исследования показали, что некоторые ценности и цели обычно воспринимаются как психологически совместимые друг с другом, и поэтому их относительно легко оценивать и преследовать одновременно. В то время как другие ценности и цели находятся в психологическом конфликте друг с другом.
Исследовательские данные свидетельствуют о том, что один из подходов к уменьшению влияния самоусиливающих и материалистических ценностей заключается в поощрении людей уделять больше внимания таким ценностям, как самоуважение, самонаправление, принадлежность, чувство общности, универсализм. Более того, исследования показывают, что такие ценности противопоставляются вредным для окружающей среды самосовершенствованиям и материалистическим ценностям и способствуют формированию более позитивных экологических установок и устойчивого образа жизни.
В целом, эта двуединая стратегия. По мере того, как экологические организации или группировки рассматривают наилучшие пути уменьшения пагубного воздействия на окружающую среду самоусиливающихся материалистических ценностей, они могут работать над этим.
Это заключается в:
- уменьшение масштабов моделирования таких ценностей в социальном плане;
- оказание людям помощи в преодолении чувства незащищенности более адаптивным образом;
- разработка программ и политики, поощряющих присущие им ценности, распространяющиеся через самих себя, в целях развития личности, установления тесных связей и оказания помощи всему миру.
К сожалению, вместо того, чтобы работать над снижением распространенности материалистических ценностей, основанных на самосовершенствовании, некоторые экологические кампании, похоже, укрепляют эти ценности.
Например, экологические организации призывают обращаться к эгоистичным желаниям в качестве мотивации для своей аудитории к участию в проэкологическом поведении. Рассмотрим следующий набор принципов для сторонников экологических кампаний, разработанных в результате обширных консультаций с экологическими организациями:
Точным исходным предположением может быть то, что большинство людей по существу эгоистичны, что является естественной человеческой реакцией и, по сути, естественным эволюционным процессом для любого животного. Качество жизни для себя и своих близких всегда является ключевой движущей силой для каждого. Любая польза от поведения в окружающей среде, должна быть ощутимой, непосредственной и конкретной для человека, осуществляющего такое поведение.
При обращении к таким эгоистичным желаниям особое внимание часто уделяется экономическим выгодам от достижения экологических целей.
Следовательно, в современном экологическом движении доминируют концепции, которые служат укреплению представления о нечеловеческой природе как об экономическом ресурсе, подлежащем эксплуатации.
Возьмем, например, экономическое обоснование устойчивого развития, плата за экологические услуги, три основных компонента устойчивого развития - разумное или "зеленое" потребление. Экологическое движение служит укреплению, самоусиливающих материалистических ценностей, которые ассоциируются с более разрушительным с экологической точки зрения поведением.
Продолжение в следующей статье.