В 1864 году американский ученый-дипломат Джордж Перкинс Марш опубликовал книгу "Человек и природа" ("Физическая география с изменениями, внесенными действиями человека"). Марш намеревался показать, что "Если (другие) думают, что земля сделала человека человеком, то человек на самом деле сделал землю".
Но при этом он предупреждал, что человек может уничтожить и себя и землю. Человек и природа обнажили угрозу, объяснили ее причины и прописали противоядия. Для восстановления и поддержания глобальных ресурсов, предупредил Марш, мы должны осознать, как мы влияем на окружающую среду.
Влияние человека и природы.
Человек и природа нечто большее, чем мечтал Марш. Его идеи помогли общественности понять, каким образом во многом и какой ценой человеческая деятельность преображает земной шар. Большинство считало само собой разумеющимся, что такие воздействия в значительной степени являются доброкачественными, что злокачественные новообразования являются тривиальными и эфемерными. Никто не осознавал, что эти последствия, как хорошие, так и плохие, были повсеместными и переплетенными.
Марш первым объединил все человеческие структуры в мрачную глобальную картину, и "последний человек, индивидуально разбирающийся в вопросах окружающей среды". Охват его данных, ясность его синтеза и сила его выводов сделали человека и природу почти мгновенной классикой. Марш "триумфально ... исследовал такую абсурдную, такую обширную и сложную тему, - заверил в 1882 году своих мемориалистов, - что справедливо сказать, что у него не было соперника в этой работе".
Европейцы ставят заповеди Марша на службу раньше, чем американцы. Французский географ Элизе Реклус многим обязан Маршу за свою работу "La Terre" (1868). Итальянские лесоводы (Сиемони, Боккардо, Ди Бе-Эндже) нашли работы Марша огромной ценностью; лесные законы Италии 1877 и 1888 годов воплощают цитаты из Марша, которые убедили итальянцев делать акцент не только на сохранении, но и на восстановлении. Человек и природа вдохновили Дитриха Брандиса и других, остановив уничтожение лесов в Индии.
Какие представления о природе и человеке были актуальны, когда человек и природа впервые появились? Чем они отличались от взглядов столетия спустя и от тех, которые с тех пор развернулись? Такие сравнительные вопросы крайне важны для нашего понимания. Нынешние недуги в мире, похоже, так же отличаются от тех 1950-х годов, как и те, которые были в середине XIX века у Марша, по видам и степени воспринимаемого риска, в отличие от перспектив сокращения и устранения ущерба, в отличие от способов и стоимости реформ, в отличие прежде всего в наших суждениях о природном и человеческом потенциале. Сравнения во времени и пространстве всегда приносят свои плоды. Важнейшее значение для понимания самим Маршем антропогенного воздействия и потребностей реформ имели соотношения и различия между древней и современной средой обитания, использование Старого и Нового Света и злоупотребление природой, альпийские и аппалачские реакции на деградацию ландшафтов. Похожие физические процессы; разные культурно-исторические реакции.
Задача, которую поставил перед собой Марш, состояла в том, чтобы учесть эти различия, а затем преодолеть их, с тем чтобы породить взаимное осознание и реформирование. Способы каждого общества справляться со своим земельным наследием переплетаются в паутине обычаев и традиций, устойчивых к изменениям, обусловленным новыми обстоятельствами. Поэтому американцам, обучавшимся в риторике завоеваний пустыни, было трудно распознать их негативные последствия сделать это. Подробно описывая более длительную и разрушительную сагу о непреднамеренных разрушениях Старого Света, Марш пытался открыть американским глазам на их собственные подобные последствия. В этом ему удалось добиться гораздо большего, чем он ожидал, хотя последующие реформы были недостаточными для того, чтобы остановить еще более хищническое истощение ресурсов.
Человечество не могло причинить серьезного вреда земному шару. Какое бы воздействие ни оказывала технология, люди остаются незначительной геологической силой, самой тяжелой технологией, стихийные бедствия означали лишь небольшие и временные сбои в прогрессивном освоении бесконечно изобретательной земли.
Подводя итог, можно сказать, что концепция природы как незавершенной ткани, которую предстоит усовершенствовать благодаря изобретательности человека, уступила место мнению о том, что технологии наносят ущерб природе и ставят под угрозу ее блага. Вмешательство было демонизировано, дикую природу почитали. В природном состоянии, предусмотренном Просвещением, Маршем и его технократическими преемниками, рациональные менеджеры будут культивировать все более искусственную среду.
В природном состоянии, идолопоклонником которого были экологи-реформаторы двадцатого века, антропогенное воздействие будет сокращаться до тех пор, пока окружающая среда не восстановит стабильность. К 1950-ым годам "экология" была символом правильного мышления даже в государственных учреждениях. Опасения по поводу биологических цепных реакций, наряду с выпадением радиоактивных осадков, захоронением радиоактивных отходов и генетическими мутациями, были широко распространены уже полвека назад.