Этот блог посвящен тому, как одеты герои фильмов и литературных произведений, и те, кто давно его читают, знают, что обычно я выбираю для анализа те книги, которые были написаны о современной автору жизни. Скажем, рассказы Бунина "Господин из Сан-Франциско" или "На даче" описывают ровно те одежды и ровно тот образ жизни (lifestyle), которые окружали автора в момент написания. А вот "Чистый понедельник" или "Митина любовь" - это уже не то. Тут налицо ностальгия и сублимация фактов в целях наилучшего встраивания темы рассказа в исторический контекст. Вот почему я стараюсь не трогать вещи, написанные много лет спустя. Но любой опыт делает нас сильнее, вот и я взялась за анализ мод в поздних бунинских рассказах.
"Галя Ганская" была написана в 1940-х годах; в обрамлении сюжета - разговор где-то в каком-то парижском кафе межвоенного времени двух немолодых мужчин, художника и матроса, вспоминающих о своих любовных похождениях многолетней давности.
Для реконструкции костюма девушки Гали, с которой встречался в юности художник, нужно определиться с временными рамками романа. Но автор же не хронику происшествий даёт, ему неважно, какого дня какого года произошло первой свидание с повзрослевшей Галей, важно лишь, что она стала очаровательна: "Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой. Опустила вуальку, схватила зонтик. Посмотрел я на фиалки, которые она приколола к своей новенькой жакетке" - вот упоминания о Галином костюме в тот день, и, согласитесь, зацепиться в плане датировки тут не за что.
В летнем костюме второго свидания есть одна незначительная подсказка: белая шляпа описана автором как "большая". Смотрим, что это может нам дать: "Зонтик белый, кружевной, платье и большая шляпа тоже белые, кружевные".
Но, как мы узнаем из описания наряда в третье свидание, шляпа всё-таки хоть и была большой, но не из новых, 1900-х. Потому что прическа героини - а это единственное точное описание на весь текст, остальное больше работает на эмоциональную и художественную составляющую - по моде 1890-х гг.
"Рыжеватые волосы подняты на макушку и заколоты черепаховым стоячим гребнем, на лбу подвитая челка".
Для сравнения, типичная прическа следующего десятилетия: тут характерны высокие и объемные начесы, только, в отличие от 1960-х, когда волосы прямо "начёсывали", в то время их "взбивали", согласитесь, одно слово, а прическа из вшивого домика превращается прямо в сливки ;-)
Дальше там героиня полностью разоблачается, и все мелочи, вроде корсета, нижних юбок и кремовых ажурных чулок, очень интересно читать, но я этого тут описывать не буду: Дзен уже банил мои статьи про мужчин в женских платьях (хотя что тут такого, "В джазе только девушки", небось, все смотрели еще до достижения возраста согласия - и ничо, все живы), а вам польза - пойдёте и сами оригинал почитаете. Напоминаю, сегодня речь шла о рассказе Ивана Алексеевича Бунина "Галя Ганская", а 17.11.2019 у меня лекция на тему моды в рассказах Бунина в музее В. И. Даля (Москва), (но вы, наверное, прочтёте этот текст уже позже).
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах",
Вот тут у меня анализ платьев сумасшедшей тётушки из "Суходола"
А здесь разбор мехов разорившихся аристократок