Новые опросы операторов железнодорожного рынка показали, что спрос на вагоны постепенно падает. Дефицит грузовых вагонов давно перестал быть актуальной проблемой, но только теперь вагоны стали терять свою популярность. В чем причина? Попробуем разобраться, почему рынок уже не так сильно нуждается в вагонах, как в прошлые годы.
На ж/д рынке действует много частных операторов, которые закупают свои вагоны и потом предоставляют их в аренду для грузоперевозок по определенной ставке. Именно операторы формируют спрос на вагоны, и, так как раньше вагоны были в дефиците, они всегда высоко ценились. Однако за последние несколько лет типовых вагонов было выпущено достаточно, чтобы погасить большую часть спроса операторов. Следовательно, опросы показали, что дефицит вагонов перестал быть актуальным.
Доступных под погрузку вагонов стало больше, и вместе с этим сократились ставки под их предоставление. Поскольку новых вагонов произведено достаточно, в следующие годы их будут производить меньше - пока не возникнет новая дефицитная ситуация. Тем не менее, прогноз на 2019 год говорит о том, что объем выпуска составит 75 тысяч вагонов - на сегодняшний день это рекорд отрасли. Прошлогодние дефициты заставили производителей выпускать больше вагонов с каждым годом, поэтому можно ожидать, что в следующие пару лет инерционно растущее производство вагонов сохранится. Пик производства, как считают эксперты, необходимо регулировать.
Вместе с тем сокращается доля инновационного полувагона в общем производстве. Преимущества инновационных полувагонов (можно перевозить более тяжелые грузы) перекрываются их высокой ценой, поэтому нет ничего удивительного, что операторы не особо стремятся покупать их. Доля инновационного подвижного состава продолжает сокращаться с 2017 года, и нет никаких причин думать, что в последующие годы тенденция не сохранится.