Пока кто-то занимается наукой и провозглашает победу гуманизма, кто-то другой все еще спускается под землю, чтобы поклониться древним богам. Фотограф Сергей Вдовин долгое время изучал неоязычников, чтобы узнать, кто они: хорошие актеры, представители новой субкультуры или люди, которые правда верят в духов.
Праздники современных славянских язычников выглядят как театральная постановка. Через фотографию мне хотелось узнать, лежит ли за внешней атрибутикой глубокая вера в древних богов или это форма субкультуры, протеста, национализма.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует ряд языческих общин. Одни себя называют язычниками, другие — неоязычниками, третьи — родноверами. Они отличаются по глубине веры и радикальности взглядов, но всех их объединяет причудливость и красота обрядов, орнаменты с коловратами и умение отдохнуть от городской суеты.
Не все общинники считают праздники всего лишь развлечением. Глава общины и приближенные к нему люди очень бережно относятся к возрождению, переосмыслению, сохранению древних традиций. Те участники ритуалов, которые не очень разбираются в их правилах и смысле, идут за ответами к главе общины.
В православии ситуация похожая: красивые декорации, образованные священники и масса людей (прихожан), обычно не очень хорошо владеющих «контекстом».
У язычников есть свой календарь праздников. Например, 6 января — Водосвятие, день гаданий и колядок. 1 марта — закличка весны. А еще есть Комоедица, Лельник, Родоница, Перунов день и многие другие.
На 10 ноября приходится День Макоши — богини судьбы и брака, покровительницы девушек и женщин. Во время этого праздника язычники традиционно обходят капище по кругу и поклоняются кумирам. Лабиринт у капища имеет сакральное значение. Во время прохода по специальной спиралевидной траектории человек настраивает свою энергию и очищает ее. На вопрос «как это работает» общинники ответили: «Попробуй сам». Я прошел пару раз, ничего не почувствовал. Вероятно, как в любой духовной практике, необходимы годы повторений.
Кроме календарных праздников, заинтересованные люди иногда принимают участие в неформальных мероприятиях. Например, игры и хороводы за трезвость и здоровый образ жизни. Там можно встретить самый разный контингент — от общинников-родноверов до молодежи хулиганского толка. Одно из таких событий проходило на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге.
На таких праздниках участники обычно одеваются в «штатское», а не в языческие наряды, и развлекаются без глубокого религиозного смысла.
И наоборот, есть очень глубокие, радикальные традиции. Например, члены общины «Крина» минимум два раза в год спускаются под землю, в одну из Саблинских пещер. Кроме того, глава общины замеряет уровень радиации и ведет многолетнее исследование.
Один из самых зрелищных славянских праздников — Карачун, зимнее солнцестояние, которое отмечается в конце декабря. Костры, хороводы, ритуальные бубны в темноте становятся совершенно колдовскими.
Это время, когда язычники пляшут, запускают фейерверки и разводят живой огонь, чтобы укрепить нарождающегося Коляду — бога молодого солнца. Одно из символических значений костра на празднике Карачун — очищение и обережение. А еще костры нужны, чтобы к ним приходили погреться навьи (умершие предки, обитатели потустороннего мира).
В повседневной жизни язычники — люди самых разных занятий. Есть среди них преподаватели высших учебных заведений, фотографы, студенты, пенсионеры, предприниматели, профессиональные массажисты и даже люди, претендующие на роль целителей и наставников по развитию необычных («экстрасенсорных») способностей.
Подписывайтесь на канал Туту: с нами интереснее