При слове «коррекционный» у нас всплывают не самые радужные ассоциации. Часто кажется, что это учреждение для детей, которые безнадёжны, которые не могут влиться в общество или даже представляют опасность для других детей. Веет от этого слова какой-то тоской и безнадёгой. И потому вполне понятно желание родителей, чтобы их ребёнок попал в обычный сад. Сегодня мы не будем рассуждать об инклюзии, об этом я писала здесь. Эта статья посвящена именно коррекционным детским садам и коррекционным группам.
Моя дочь посещает группу «Особый ребёнок» в обычном муниципальном детском саду. В таких группах детей гораздо меньше, потому что за каждым из них нужен глаз да глаз. Когда мы только начинали ходить в садик у меня были сомнения, я боялась, что Алиса начнёт перенимать от других детей их нежелательное поведение и её собственное поведение от этого ухудшиться. Скажу сразу, что страхи мои не оправдались.
Нам очень повезло с персоналом. Надо понимать, что люди, которые работают в таких группах как минимум морально готовы и хотят работать с особенными детьми. На мой взгляд, ключевую роль все-таки имеет человеческий фактор, ведь именно от воспитателя будет зависеть насколько комфортно ребёнку будет в детском саду. В группе помимо воспитателя и нянечки работают логопед и дефектолог. И работают они очень ответственно и креативно. Для каждого ребёнка разработана своя программа, с каждым они занимаются ежедневно. Проводят групповые занятия, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом. Дважды в неделю ходят на музыкальные занятия. Мы получаем домашние задания, специалисты интересуются, кто из детей ходит на дополнительные занятия, по каким программам там с ними работают и бывает, корректируют садиковские занятия в соответствии с полученной информацией. Они постоянно учатся, часто за свой счет посещают курсы, мастер-классы.
Самым трогательным моментом был праздник, который они организовали для мам в честь 8 марта. Собрали фотографии, сделали очень душевную презентацию, провели несколько интересных творческих тестов, помогли нам познакомиться друг с другом и почувствовать поддержку. Мамы урыдались, так это было неожиданно и очень приятно.
В детском саду часто проводят общие праздники для всех детей. Дети из нашей группы тоже участвуют в них, рядом с каждым ребёнком обязательно находится взрослый, а так как детей больше, чем специалистов в их группе на помощь приходят нянечки и воспитатели других групп. Это всегда очень здорово смотреть как они веселятся вместе со всеми!
За 2 года, что мы посещаем этот детский сад я вижу прогресс не только у своей дочери, но и у других детей. У Алисы появился друг, они вместе играют, радуются, когда видят друг друга. Дети научились и продолжают учиться общаться, постигают такие простые, но нужные умения как делиться с другим, как попросить другого о помощи, как донести своё мнение и т. д. Это всё очень важно. Я не могу сказать, что всё, чего Алиса достигла это заслуга только детского сада, нет, это ещё и работа с логопедом, с дефектологом, массажи, занятия ЛФК, сенсорная интеграция, бгбк диета и многое другое.
Исходя из своего опыта могу сказать, что коррекционный сад или коррекционная группа это не так страшно, как кажется с первого взгляда. Причем, страшно обычно родителям. Бывает так, что амбиции или страхи родителей приводят к тому, что ребёнок идет в обычную группу, где ему тяжело, непонятно или даже неприятно находиться. Я не призываю всех детей, имеющих особенности развития отдавать в коррекционные сады, есть дети, которым на пользу нахождение в обычных группах, они могут тянуться за другими детьми и от этого их развитие идёт вперёд. Я к тому, что надо адекватно оценивать возможности и потребности ребёнка и не стоит бояться коррекционных учреждений. Надеюсь, что каждому ребёнку повезёт и в детский сад он будет ходить с удовольствием и радостью.