Найти тему
Михаил Ложкин

«Свобода слова» в демократической Прибалтике

Власти Эстонии задумались о возможном запрете вещания российских телеканалов. Об этом сообщил советник по медиауслугам эстонского департамента защиты прав потребителей Пеэтер Соокруус.

В случае, если решение будет принято, Эстония станет последней из Прибалтийских стран, где российское телевидение окажется под запретом. Первой дискриминирующее решение приняла Литва. Здесь еще в начале 2018 года прекратили вещание «РТР- Планета», «Россия РТР» и «Rossija RTR». Причем глава литовского МИД Линас Линкявичус тогда же обратился к своим прибалтийским коллегам с призывом последовать его примеру.

Коллеги откликнулись не сразу, однако нельзя сказать, что не охотно. В Эстонии участились случаи высылки из страны российских журналистов, находящихся на территории страны в рабочей командировке. Кроме того, официальный Таллин выпустил специальный циркуляр для чиновников, в котором перечислили российские СМИ, контактов с которыми представителям власти рекомендовали избежать. Тогда же в Латвии запретили вещание «России-1» и «России-24».

Тот запрет продолжался около трех месяцев и никакого официального объяснения, с чем он связан, Рига не предоставила. А буквально на минувшей неделе Национальный совет по электронным СМИ Латвии прекратил трансляции еще девяти каналов. Среди них — «Петербург-пятый канал», «Дом кино», «Музыка Первого».

Формальным поводом стало то, что данные медиаресурсы якобы связаны с российским предпринимателей Юрием Ковальчуком. И вот накануне стало известно, что в Эстонии решили воспользоваться этим же поводом. Причем обе страны дали понять, что в этот раз запрет бессрочный. По крайней мере, до тех пор, пока действуют санкции, отменять его никто не собирается.

Между тем, согласно международной практике применения санкций, ограничения по отношению к компаниям в основном носят финансовый характер. К физическим лицам чаще всего применяются такие меры, как, например, отказ во въезд на территорию страны. Запрет вещания СМИ в данном контексте применяется впервые. И это является опасным прецедентом попирания свободы слова и прессы – ключевых принципов европейского демократического общества, к которому и Литва, и Латвия, и Эстония так хотят себя отнести.