Ливан — ближайший сосед Сирии и к тому же это страна, у которой с раздираемой распрями и войной асадии наиболее оживленные транспортные и экономические связи в регионе.
Между двумя столицами каких-то две сотни километров и несколько часов пути без учета времени на прохождение пограничного контроля и именно вдоль ливанской границы сконцентрирована наибольшая часть сирийских населенных пунктов.
Учитывая географический фактор, неудивительно, что после начала войны в Сирии именно в Ливан хлынула гигантская часть сирийских беженцев.
Активному потоку беженцев из Сирии в Ливан способствовало и то, что даже во время самых активных боевых действий всего в нескольких десятках километров граница ни на день не закрывалась для пересечения мирными жителями, и они могли укрыться на территории соседней страны. Чем, конечно же, и пользовались активно.
Кто-то направлялся транзитом дальше в Европу, на Ближний Восток или Средиземноморье, а кто-то здесь же, в Ливане, и остался.
Когда едешь по приграничным дорогам, по сторонам можно постоянно наблюдать поселения беженцев, которые существуют и по сей день.
Кто-то живет вот в таких, более-менее облагороженных поселениях, а кто-то и вовсе построил себе убежище из подручных материалов прямо на обочине дороги. И, кстати, никто таких людей отсюда не выгоняет, не заставляет переносить свои временные (давно ставшие постоянными) жилища куда-то в другие места.
Немало беженцев постарались и вовсе обосноваться поближе к возможностям найти работу и пропитание — в ливанской столице. Здесь они, как правило, захватывали самостоятельно или их расселяли местные власти в различные заброшенные или полузаброшенные здания.
Сейчас такие здания выглядят мини-гетто с очень высокой плотностью жителей: многие сбежали целыми большими семьями и сейчас все вместе живут в крохотных комнатушках, часто по 10 человек на 15-20 квадратных метрах.
В итоге некоторые здания выглядят, как настоящие ночлежки.
Удивительно, что местные жители нормально относятся к живущим здесь людям, принимая во внимание их вынужденные проблемы и разделяя их.
Говорят, что они не мешают, не досаждают, не ведут себя как-то, что может вызвать неодобрение или негодование жителей соседних домов.
И тут же вспоминаем негативные реакции во многих европейских городах во время массового наплыва в 2016-м году к ним сирийских беженцев...
Многие беженцы, конечно же, вынуждены заниматься попрошайничеством, хотя я ожидал увидеть их на улицах Бейрута намного больше...
На самом деле, с каждым месяцем сирийских беженцев в Ливане становится все меньше, так как часть из них постепенно возвращается в свои города и поселки: кто-то обратно в свои дома, а кто-то на выжженную землю строить все заново...
В ближайшие дни ждите репортаж и на эту тему.
Следите за продолжением репортажей из мирного Ливана и послевоенной Сирии: каждый день на этом канале выходит два новых материала.