Роскачество повторно исследовало алюминиевые автомобильные диски. В сравнении с прошлым годом продукция отечественного производства стала существенно лучше.
В конце 2017 – начале 2018 годов Роскачество по поручению Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту продукции провело исследование литых алюминиевых колёсных дисков, выявив в отрасли системную проблему. Так, порядка 26% испытанных товаров были признаны небезопасными, что повлекло за собой принятие правительством ряда мер, призванных исправить сложившуюся на рынке ситуацию.
Напомним, по итогам первого исследования 2017-2018 гг автомобильные колёсные диски шести торговых марок из 23 не прошли испытание на удар, и были признаны небезопасными. Большинство проблемных товаров оказались китайского производства. После того, как органы по сертификации, выдавшие документы на эту продукцию, не смогли доказать, что проводили лабораторные испытания въезжающих в страну товаров и регулярные инспекции, как того требует закон, Росаккредитация приостановила их деятельность. Оперативно среагировал и Росстандарт, обязав поставщиков провести отзыв фальсифицированных товаров с «нарисованными» документами.
Роскачество решило выяснить, улучшилась ли ситуация на рынке автомобильных колёсных дисков по прошествии полутора лет с момента предыдущего тестирования, испытав на удар продукцию 29 торговых марок. В её число также вошли пять товаров из шести, проваливших аналогичное тестирование в рамках исследования 2017-2018 гг, а именно: Proma (Россия), Megalum (Россия), X-Race (КНР), Alcasta (КНР) и Replay (КНР).
«По итогам исследования можно резюмировать, что количество некачественной продукции снизилось, а большинство небезопасных дисков, как и в прошлом году, оказалось китайского происхождения. Все диски китайского производства, которые сегодня представлены на рынке, были завезены еще до введения в 2019 году заградительной пошлины. Их качество вызывает большие вопросы, но после принятия в прошлом году этой меры цены на китайские диски выросли, и ввозить новые партии в Россию для дальнейшей продажи стало уже не так рентабельно, как раньше. Мы ожидаем, что скоро, как только закончится действие сертификатов, они окончательно исчезнут с рынка», – отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
ДЕТАЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Испытание на удар
Из колёсных дисков 29 торговых марок, вошедших в новое исследование Роскачества, 6 были произведены в России, 14 – в Китае, 4 – в Италии, и 2 – в Казахстане.
Считается, что колёсный диск не прошёл испытание на удар, если по его итогам выявляется хотя бы один из следующих признаков:
- Видимая зачаточная трещина в зоне диска колеса в сборе;
- Центральный элемент отделяется от обода;
- Полная потеря внутреннего давления в течение одной минуты
Испытания на удар моделируют повреждение колеса при контакте с препятствием на дороге. Проводятся испытания по методике Правила ЕЭК ООН N 124 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения колес для легковых автомобилей и их прицепов», а также отечественных и международных стандартов. Несоответствие колеса нормам по ударной прочности может привести как минимум к ДТП, - подчеркнул руководитель независимой лаборатории ИЛКА-МАДИ Александр Вахромеев.
19 из 29 товаров успешно справились с тестированием.
Что касается тех автомобильных дисков, которые проходили испытание повторно, то с ним справилась отечественная продукция обеих торговых марок (Proma и Megalum), а также китайские диски Replay.
Провалили тестирование колёсные диски следующих 10 торговых марок: Legeartis (КНР), X-Race (КНР), NZ (КНР), YST (КНР), AIcasta (КНР), Sakura Wheels (КНР), Racing Wheel (Тайвань), LS Wheels (КНР), Race Ready (КНР) и MAK Wheels (Италия). В их числе были и те, в отношении которых Росстандарт в 2018 году провёл отзывные кампании (X-Race, AIcasta).
Таким образом, по итогам испытаний, как и полтора года назад, подавляющее большинство небезопасной продукции оказалось китайского производства.
Мы продолжаем систематическую работу по мониторингу отрасли. Так, прошлогоднее исследование, позволило, в том числе обозначить проблемы не только относительно качества дисков, но и отметить пробелы в этом секторе и начать немедленно их исправлять. Нельзя не отметить, что по итогам исследования в этом году ситуация с российскими значительно улучшилась, – рассказал Максим Протасов.
Как отметил руководитель направления по техническому регулированию и взаимодействию с госорганами Алюминиевой Ассоциации Алексей Ефимов, причина непрохождения испытаний на удар кроется в том, что производитель зачастую использует недостаточное количество алюминия или некачественный сплав алюминия.
«Это приводит к уменьшению веса и утонению обода колеса, и, как результат, снижению стойкости к ударным нагрузкам, либо к пониженным физико-механическим свойствам металла, который не выдерживает прилагаемых нагрузок», - пояснил Ефимов.
Однако нельзя утверждать, что все товары, поставляемые из КНР, низкого качества: в том, что такая продукция попадает на отечественный рынок, виноваты импортёры, которые ставят в приоритет прибыль, пытаясь сэкономить, и не заботятся о качестве закупаемых товаров.
Мы боремся за полное исчезновение с рынка опасной автомобильной продукции, в том числе алюминиевых дисков. Информация, передаваемая нам от Роскачества, имеет важное значение в этой работе – мониторинговые исследования позволяют концентрировать внимание на наиболее рисковых сегментах рынка автокомпонентов, – отметил Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.
Напомним, согласно результатам расследования Евразийской экономической комиссии, алюминиевые колёсные диски диаметром от 13 до 20 дюймов, ввезённые из Китая в период с 1 июля 2016 года по 30 июня 2017 года, поставлялись на таможенную территорию ЕАЭС по демпинговым ценам. В результате 26 марта 2019 года комиссией было принято решение установить на импорт данной продукции из КНР специальную пошлину сроком на 5 лет. Её ставка составила 33,69% от таможенной стоимости.
ДОКУМЕНТЫ
Ситуация с документами на продукцию, вошедшую в исследование Роскачества, заслуживает отдельного внимания. Так, только у пяти товаров в документах были указаны действующие в настоящий момент органы по сертификации и испытательные лаборатории – это колёсные диски Proma (Россия), Megalum (Россия), Dezent (Австрия), Borbet (Италия) и BBS (Германия).
Документы на остальные товары вызвали вопросы. В частности, даты изготовления одних дисков не вписывались в срок действия выданных на них сертификатов, как, например, в случае с K7 из Казахстана (изготовлен 29.01.2019 г., сертификат действует с 29.04.2019 г.), а к другим прилагались документы, выданные органами по сертификации, которые прекратили свою деятельность несколько лет назад. Так, ООО «Дальневосточный сертификационный центр», согласно документам, выдавший сертификат на диски Replay, прекратил свою деятельность ещё в 2015 году. Это означает, что, либо товар лежит на полках более 4 лет, и его не могут продать, либо импортёр пошёл на уловку.
С нашей точки зрения, то, что впоследствии такие органы по сертификации и испытательные лаборатории лишаются аккредитации, подтверждает подозрения в их недобросовестности: вероятно, ими не проводились необходимые процедуры и испытания безопасности в рамках обязательной сертификации колёс, - уверен Алексей Ефимов.
Как следствие, продукция, на которую были выданы такие сертификаты, может представлять серьёзный риск для жизни и здоровья граждан.
По словам Ефимова , в этой связи еще раз остро встаёт вопрос о необходимости законодательного регулирования прекращения действия сертификатов соответствия в случае, если был прекращён аттестат аккредитации органов по сертификации, выдавших данные сертификаты.
За счёт этого получится ограничить обращение небезопасной продукции на рынке», - добавил руководитель направления по техническому регулированию и взаимодействию с госорганами Алюминиевой Ассоциации.
Таким образом, чтобы выбрать надёжные колёсные диски, которые не будут представлять угрозы жизни и здоровью, необходимо, в первую очередь, внимательно изучить сертификат и проверить его по номеру в Едином реестре сертификатов соответствия на сайте Росаккредитации. Кроме того, стоит проверить сам орган, выдавший документы на товар. Это можно сделать на том же сайте в Реестре аккредитованных лиц на вкладке «Органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), органы инспекции, провайдеры МСИ».
Узнавайте о новых материалах Роскачества первыми, подписавшись на нашу рассылку.