Найти тему

Железнодорожная линия Панки-Дзержинская. Часть 1.

Год назад я опубликовал статью о семафорах, в которой были мои фотографии семафора в Яничкино и фотография семафора в Дзержинском, которую для статьи по моей просьбе сделал друг, живущий в Дзержинском. На тот момент у меня не было возможности съездить самому. Однако съездить в Дзержинский я собирался где-то с 2014 года, но всё никак не удавалось. И вот через пол года после выхода статьи, я первый раз попал в город, но железную дорогу так и не осмотрел. Через некоторое время получилось так, что я стал жить в этом городе. Вплоть с того времени я живу на два города, периодически находясь то в Москве, то в Дзержинском. С середины лета я стал работать в торговом центре Мега Белая дача, поэтому большую часть жизни я провожу в Люберецком районе Московской области.

Однако я отвлёкся от темы железной дороги. Несмотря на то что в Дзержинском я проводил очень много времени, я как-то забыл о существовании этой дороги, несмотря на то, что она в прямом смысле проходила за окном. Однажды в ноябре, имея много свободного времени до работы, я решил пройти по железной дороге от станции Дзержинская до станции Яничкино, данный перегон я прошёл за две прогулки.

Сначала начну с истории данной железнодорожной линии. В 1931 году построили узкоколейную железную дорогу от предприятий города Угреш (так раньше назывался Дзержинский) до станции Панки Московско-Рязанской железной дороги. Главным предприятием был стекольный завод, для которого и были вырыты Дзержинские карьеры, являющиеся сейчас популярным местом отдыха многих москвичей. Про строительство данной узкоколейной железной дороги был снят фильм "Путёвка в жизнь", в котором рассказывается о строительстве дороги малолетними беспризорниками из местной трудовой коммуны. В честь этого и была названа станция Мальчики. В 1940 году железная дорога была перешита на широкую колею. Станция Дзержинская была открыта в 1946 году. По линии вплоть до 1997 года осуществлялось пассажирское сообщение по маршруту Панки-Дзержинская. После электрофикации по линии стали ходить четырёхвагонные электропоезда. Однако после распада СССР они перестали пользоваться популярностью. В последние годы существования пассажирского движения электропоезда ходили 4 раза в сутки, только по рабочим дням. В 1997 из-за низкого пасажиропотока они были отменены. Вскоре после этого на перегоне Яничкино-Дзержинская была снята электрофикация. Однако на линии осталось грузовое движение до оборонного завода. Грузовое движение очень редкое и осуществляется как правило раз в пару месяцев.

Первый раз я поехал на эту линию в 2015 году. Она была мне очень интересна, во многом из-за того, что это была ближайшая к Москве линия с сохранившимися семафорами. Тогда я доехал от новой станции Московского метрополитена Котельники на автобусе до станции Яничкино и отправился в чётную горловину для осмотра семафора. Вот фотографии из той поездки:

Семафор на станции Яничкино. Вид в сторону станции Мальчики. Путь слева, далее расветвляется на два подъездных пути: к Московскому нефтеперерабатывающему заводу и ТЭЦ-22, заросший путь посередине - перегон Яничкино-Дзержинская, путь справа - подъездной на предприятия города Котельники.
Семафор на станции Яничкино. Вид в сторону станции Мальчики. Путь слева, далее расветвляется на два подъездных пути: к Московскому нефтеперерабатывающему заводу и ТЭЦ-22, заросший путь посередине - перегон Яничкино-Дзержинская, путь справа - подъездной на предприятия города Котельники.
Внуть семафора вросло дерево, и так он стоял на протяжении многих лет после отмены пассажирского движения.
Внуть семафора вросло дерево, и так он стоял на протяжении многих лет после отмены пассажирского движения.
Вид в сторону станции Дзержинская.
Вид в сторону станции Дзержинская.

А сейчас я покажу как изменилось это место за 3 года. Впервые, чтобы добраться до интересующей меня железной дороги мне пришлось просто выйти из дома, а не проезжать сотни километров.

Фотографии были сделаны мною по пути на работу 6 ноября 2019 года. Заранее извиняюсь за качество фото.

Вид на территорию оборонного завода. На его территории сохранилось много старых вагонов.
Вид на территорию оборонного завода. На его территории сохранилось много старых вагонов.
Вид в сторону станции Дзержинская.
Вид в сторону станции Дзержинская.
Станция у въезда в город. Здесь отходит подъездной на оборонный завод, только до него и осуществляется грузовое движение.
Станция у въезда в город. Здесь отходит подъездной на оборонный завод, только до него и осуществляется грузовое движение.
Сохранившаяся опора контактной сети.
Сохранившаяся опора контактной сети.
Вид в сторону станции Яничкино.
Вид в сторону станции Яничкино.
Рядом с переездом недавно был обновлён балласт.
Рядом с переездом недавно был обновлён балласт.
Вид в сторону станции Яничкино.
Вид в сторону станции Яничкино.
Вид в сторону станции Дзержинская. Релейные шкафы окрашенные в цвета РЖД, говорят о том, что это линия общего пользования, а не подъездной путь.
Вид в сторону станции Дзержинская. Релейные шкафы окрашенные в цвета РЖД, говорят о том, что это линия общего пользования, а не подъездной путь.
Вид в сторону станции Яничкино.
Вид в сторону станции Яничкино.
Вид в сторону станции Дзержинская.
Вид в сторону станции Дзержинская.
Сохранившийся остов опоры контактной сети.
Сохранившийся остов опоры контактной сети.
Вид в сторону станции Яничкино. Слева внизу проходит Дзержинское шоссе.
Вид в сторону станции Яничкино. Слева внизу проходит Дзержинское шоссе.
Старые деревянные шпалы, замененные при реконструкции линии в 2015 году.
Старые деревянные шпалы, замененные при реконструкции линии в 2015 году.
Вид в сторону станции Дзержинская.
Вид в сторону станции Дзержинская.
Вдалеке уже появляется путевое развитие станции Яничкино.
Вдалеке уже появляется путевое развитие станции Яничкино.
-19
Вид в сторону станции Дзержинская.
Вид в сторону станции Дзержинская.
-21
Самый правый путь ведёт на Московский нефтеперерабатывающий завод, следующий путь ведёт на ТЭЦ-22, путь посередине, это перегон Яничкино-Дзержинская, а пути слева ведут на предприятия города Котельники.
Самый правый путь ведёт на Московский нефтеперерабатывающий завод, следующий путь ведёт на ТЭЦ-22, путь посередине, это перегон Яничкино-Дзержинская, а пути слева ведут на предприятия города Котельники.
Вид в сторону станции Яничкино.
Вид в сторону станции Яничкино.
-24
Когда я дошёл до этого место я подумал чего-то не хватает...
Когда я дошёл до этого место я подумал чего-то не хватает...

Буквально через минуту до меня дошло - нигде нет семафора. Тогда я стал смотреть в телефоне фотографии 2015 года, чтобы найти семафор, позже сравнив местность и фотографии я понял, что случилось: семафор спилили вместе с деревом, росшим внутри него, однако это случилось не особо давно, так как в 2018 году, семафор ещё был на месте (это я понял по фотографиям станции других авторов, сделанных в 2018).

То, что осталось от семафора.
То, что осталось от семафора.
Спилили практически под корень, только вот вопрос,кому он помешал?
Спилили практически под корень, только вот вопрос,кому он помешал?
Без семафора это место теперь выглядит как-то сиротливо.
Без семафора это место теперь выглядит как-то сиротливо.
Входные светофоры станции Яничкино.
Входные светофоры станции Яничкино.
Далее пройти нельзя, станция охраняется ведомственной охраной.
Далее пройти нельзя, станция охраняется ведомственной охраной.
Бывшая пассажирская платформа станции Яничкино.
Бывшая пассажирская платформа станции Яничкино.
Бывший пассажирский павильон.
Бывший пассажирский павильон.
Маневровые работы на станции.
Маневровые работы на станции.
-34
Пост ЭЦ.
Пост ЭЦ.
Пост ЭЦ.
Пост ЭЦ.
-37
Нечётная горловина станции.
Нечётная горловина станции.
Пассажирская платформа с другой стороны. Станция находится на пятом километре линии.
Пассажирская платформа с другой стороны. Станция находится на пятом километре линии.

Когда я вернулся в чётную горловину станции, неожиданно пошло движение с подъездных путей на станцию.

Тепловоз ТЭМ7А -012 (Капотненское ППЖТ), прибывает на станцию Яничкино с наливным составом с Московского нефтеперерабатывающего завода.
Тепловоз ТЭМ7А -012 (Капотненское ППЖТ), прибывает на станцию Яничкино с наливным составом с Московского нефтеперерабатывающего завода.
-41
Табличка.
Табличка.
Следом поехал ЧМЭ3 -6414 с составом порожних полувагонов с ТЭЦ-22. ТЭЦ-22 в основном работает на газе, но дополнительным топливом является уголь, который подвозят по железной дороге.
Следом поехал ЧМЭ3 -6414 с составом порожних полувагонов с ТЭЦ-22. ТЭЦ-22 в основном работает на газе, но дополнительным топливом является уголь, который подвозят по железной дороге.
-44
-45
Тепловоз Лыткаринского ППЖТ, совершает манёвры на подъездных путях станции Яничкино.
Тепловоз Лыткаринского ППЖТ, совершает манёвры на подъездных путях станции Яничкино.

Так как в Котельниках нет своего ППЖТ, то предприятия города обслуживает Лыткаринское ППЖТ.

-47
Тепловоз Капотненского ППЖТ возвращается резервом обратно.
Тепловоз Капотненского ППЖТ возвращается резервом обратно.
А в это время ТЭМка забрав хопперы следует на станцию.
А в это время ТЭМка забрав хопперы следует на станцию.

Всё-таки движение на подъездных путях здесь приличное, поэтому Яничкино и является одной из крупнейших станций Мосузла по грузообороту.

В следующей части я расскажу о своей прогулке до станции Дзержинская.