Найти тему
Газета Солидарность

Почему в профсоюзы пришли следователи

Рисунок: Дмитрий Петров, "Солидарность"
Рисунок: Дмитрий Петров, "Солидарность"

В связи с недавними визитами следователей в ФНПР многие коллеги из регионов начали звонить-писать. В том смысле, что “как же так? Почему в профсоюзы приходят следователи? Неужели не понимают, что мы не только социальная организация, но и организация, защищенная правовыми нормами?”. Тут стало ясно, что имеет место некоторое недопонимание мира, в котором мы живем.

Вообще, на мой взгляд, главная наша профсоюзная проблема - не в организационных “затыках” или неправильно распределяемых членских взносах. И даже не в деидеологизации части аппарата и профактива (хотя можно ли его так называть в этом случае?). Главная проблема - в логических разрывах и недоговоренностях.

Я помню, как еще в 90-х годах, когда останавливалась существенная часть промышленности России, на массовых акциях выступали профсоюзные лидеры и публично задавали вопрос: “Когда правительство обратит внимание на реальный сектор экономики?!” На практике выяснилось, что правительство “обратит на это внимание”, когда случится дефолт, экономика окажется перед пропастью и Б.Н. Ельцину придется звать в премьеры нелюбимого им Е.М. Примакова. При этом никакие устные просьбы “обратить внимание на бедственное положение…” не работали.

Вопрос: почему тогда обращались в таком жанре? Потому что считали, что если объяснить бедственное положение машиностроения (науки, образования и т.д.), то тогдашние власти обязательно поймут и помогут. Ибо “не дураки и сволочи же там сидят!”.

Вторая история. Во время монетизации льгот и ее первого варианта - когда правительство обратило внимание на… недоработки концепции и пошло на переговоры с профсоюзами? Когда пенсионеры перекрыли Ленинградское шоссе. Заметьте: это я не призываю к описанным актам, а перечисляю последовательность событий.

Третья ситуация. Регулярно в регионах на встречах с профактивом сразу после жалоб на разных депутатов и партии следует предложение: “Нужно принять закон, чтобы…” При этом принять закон должны именно те партии и депутаты, на которых только что потоком лились обвинения в некомпетентности и антинародности. Но, товарищи дорогие, сегодня принимать законы в нашей стране могут именно эти депутаты. И надо бы определиться: либо пытаться контактировать с ними - но тогда прекратить стонать, либо - если они действительно какие-то неправильные - начать выбирать и активно поддерживать других. Но ведь этот выбор сейчас не сделан. А вместо него следуют взаимоисключающие умозаключения.

Четвертая тема. И вот тут пришли следователи - и профактивисты удивились. А чему, собственно? Любому человеку, который минимально интересуется следственными процессами в современной России, известно: сейчас огромное количество чиновников и бизнесменов ходит “под уголовкой”. В том смысле, что почти каждый божий день кого-то арестовывают. И в этом смысле велик, конечно, соблазн заявить: “Просто так никого не сажают”. Но уверенности в том нет.

Кроме того, профсоюзы - как территориальные организации, так и ФНПР в лице центрального органа - сейчас являются собственниками имущественного ресурса. Это наши противники могут говорить, что-де “с советского времени профсоюзам досталось…”. Сравнивают - подобное с подобным. И если сравнить нынешнюю собственность профсоюзов с собственностью иных общественных, да и государственных институтов 30-летней давности, выяснится, что все обстоит очень интригующе.

Исторический опыт последних 30 лет показывает: такой и даже меньший объем собственности, каким сейчас обладают профсоюзы, привлекает желающих его “переделить”. И тот же опыт показывает: зачастую инструментом такого “передела” выступают правоохранительные органы. Не всегда и не всюду. А, как поется в милицейской песне, “кое-где у нас порой”. Поэтому удивляться стоит только тому, что “пришли” только сейчас. Впрочем, и этому есть объяснение. Пятилетка снижения реально располагаемых доходов населения и рост поборов с того же населения существенно сократили “кормовую базу” разных внутрироссийских “хищников”. Так что удивляться нечего.

А сопротивляться в рамках закона, конвенций Международной организации труда и - кстати - международной солидарности трудящихся, конечно, можно и нужно. Главное - навести порядок в голове и не забивать ее благоглупостями в стиле Ипполита Матвеевича Воробьянинова, который обращался к преследовавшим его любителям шахмат со словами: “Господа! Неужели вы будете нас бить?”

Конечно, будут. Если справятся.

Александр Шершуков, главный редактор "Солидарности"