Найти тему
Kosmosone

Первый турист в Космосе и космические путешествия в кино и литературе

Эта статья посвящена первому в мире официальному космическому туристу - мультимиллионеру американскому бизнесмену Деннису Тито. Как первый "платящий" клиент, совершивший полет на Международную космическую станцию (МКС) в 2001 году, путешествие Тито можно рассматривать как концептуальный и исторический поворотный момент в истории космических путешествий после окончания космической гонки холодной войны и открытия космической программы в качестве нового рынка.

https://www.pexels.com/photo/sky-space-moon-astronomy-47367/
https://www.pexels.com/photo/sky-space-moon-astronomy-47367/

Приход космического туризма в новое тысячелетие знаменует собой веху в истории космических путешествий – ту, в которой вековое стремление к гражданскому полету было реализовано как премиальный роскошный опыт, ставший возможным благодаря новой политике Российской Федерации.

Новый этап освоения Космоса

В этом смысле путешествие Тито в космос отражает новую перспективу мира, ставшую возможной благодаря переходу космической программы от национальных и политических целей к эпохе "туризма" - именно в этимологии и культурной истории туризма мы можем начать представлять себе этот новый этап освоения космоса.

Один из способов, с помощью которого мы могли бы понять этот переход, - взглянуть на собственное повествование о путешествии и фотографии, которые он сделал с орбиты Земли. Глядя на Землю глазами космического туриста, мы теперь имеем категорически новый космический образ - фотографию туристического отдыха.

«Миссия» космического туриста

Для платного космического путешественника полет в космос имеет уникальный статус, несущий в себе иные коннотации, чем техническая работа космонавтов на МКС. В этом смысле космический турист также может быть понят в политическом контексте, где способность "видеть" или "переживать" являются формами разреженных привилегий и достижений.

Космический турист имеет уникальную "миссию", так сказать, в поисках подлинного выражения пределов человеческого опыта.

Тито приобрел свое место в миссии "Союз ТМ-32" за 20 миллионов долларов, проведя на МКС - 7 дней, 22 часа и 4 минуты отдыха. Космические путешествия, объясняет Тито во время своей лекции, были мечтой жизни, вызванной запуском советского «Спутника-1» и юношеским увлечением космической гонкой, что привело его на курс изучения аэрокосмической техники в колледже.

От космического инженера до мультимиллионера

Впоследствии он работал в течение пяти лет в Лаборатории реактивного движения в 1960-х годах, рассчитывая траекторию полета космического корабля «Mariner» на Марс.

Неудовлетворенность зарплатой космического инженера побудила Тито в начале карьеры сменить профессию на "финансового инженера". К 1980-м годам он основал службу управления инвестициями «Wilshire Associates», где сколотил состояние на пенсионных фондах.

https://www.pexels.com/photo/photo-of-mountain-under-starry-night-sky-2670898/
https://www.pexels.com/photo/photo-of-mountain-under-starry-night-sky-2670898/

За этим последовало создание индекса «Wilshire 5000», компании, которая отслеживает биржевую активность на макроуровне. Несмотря на свой ранний переход в мир финансов, Тито настаивает на том, что это была естественная эволюция от одной науки к другой.

Фактически, он объясняет, что навыки компьютерного программирования, которые он развил в «JPL», были теми же самыми, которые он использовал для выполнения основных расчетов на фондовом рынке.

Широкий взгляд на движение рынка и отслеживание траектории полета ракеты зависели от одних и тех же инженерных решений. Теперь, будучи первым в мире космическим туристом,

Тито смог добиться окончательного "обзора": бизнесмен, чья компания была одной из первых, кто визуализировал и фиксировал макрофинансовые движения на фондовом рынке, также смотрел на мир издалека.

Путешествие Тито - это не просто новшество, но и начало нового мировоззрения - драматический сдвиг от точки зрения холодной войны, которая смотрела на Землю как на поле боя, или даже экологического взгляда на землю как на хрупкий и конечный организм, к взгляду на Землю как на предмет роскоши.

В подростковом возрасте Тито предвкушал свое собственное космическое путешествие в контексте популярной научной фантастики того времени – видение, которое преобладало наряду с правительственными и военными космическими программами.

Космические путешествия в научно-фантастической литературе и кино

Образ межзвездного путешественника космической эры уже на рубеже XX века опирался на длинную родословную гражданских исследователей в спекулятивной научно-фантастической литературе и кино.

Новаторское путешествие на Луну в романе Жюля Верна "de la Terre à la Lune" (от Земли до Луны), фильме Жоржа Мельеса "Le Voyage Dans la Lune" (Путешествие на Луну), а также художественный фильм Советского Союза "космическое путешествие", изображающий авантюристов и энтузиастов, отправляющихся в путешествие на космическом корабле.

Элементы Индустрии космического туризма также впервые появились в фантастических фильмах космической эры: Артура Кларка "Падение лунной пыли" (1961) и "Пикник в раю" Джоанны Расс (1968), в которых представлены богатые Земляне и их злоключения в космических путешествиях.

По мере того как новые технологии продолжали революционизировать повседневную жизнь, представления о космических исследованиях также множились, постоянно спекулируя на физических и территориальных границах человеческого опыта.

В книге "Космос и американское воображение" историк Говард Маккерди (2011) пишет, что "грандиозное видение освоения космоса черпало значительную силу из его способности возбуждать и развлекать".

Предполагая, что сам масштаб и амбиции этих видений были "решающими для их выживания на рынке воображения". Сам Тито специально указывает на классический роман 2001: Космическая одиссея (1968), написанный Артуром Кларком, и его экранизацию Стэнли Кубриком как семя для его собственной ранней фантазии о космических путешествиях.

В соответствии с популярной культурой 1960-х годов, космические пассажиры в фильме путешествуют на комфортабельных и роскошных космических кораблях «Pan American Airways» и останавливаются в космических отелях, управляемых корпорацией «Hilton».

В 2001 году, в возрасте 61 года, перспективы Тито осуществить свою давнюю мечту «о вращении вокруг Земли» сложились совсем иначе, чем его фантазия. Однако присвоенная инфраструктура вновь коммерциализированной космической отрасли развалившегося Советского Союза и контракт на 20 миллионов долларов создали необходимые условия для его полета.