Эта статья посвящена первому в мире официальному космическому туристу - мультимиллионеру американскому бизнесмену Деннису Тито. Как первый "платящий" клиент, совершивший полет на Международную космическую станцию (МКС) в 2001 году, путешествие Тито можно рассматривать как концептуальный и исторический поворотный момент в истории космических путешествий после окончания космической гонки холодной войны и открытия космической программы в качестве нового рынка.
Приход космического туризма в новое тысячелетие знаменует собой веху в истории космических путешествий – ту, в которой вековое стремление к гражданскому полету было реализовано как премиальный роскошный опыт, ставший возможным благодаря новой политике Российской Федерации.
Новый этап освоения Космоса
В этом смысле путешествие Тито в космос отражает новую перспективу мира, ставшую возможной благодаря переходу космической программы от национальных и политических целей к эпохе "туризма" - именно в этимологии и культурной истории туризма мы можем начать представлять себе этот новый этап освоения космоса.
Один из способов, с помощью которого мы могли бы понять этот переход, - взглянуть на собственное повествование о путешествии и фотографии, которые он сделал с орбиты Земли. Глядя на Землю глазами космического туриста, мы теперь имеем категорически новый космический образ - фотографию туристического отдыха.
«Миссия» космического туриста
Для платного космического путешественника полет в космос имеет уникальный статус, несущий в себе иные коннотации, чем техническая работа космонавтов на МКС. В этом смысле космический турист также может быть понят в политическом контексте, где способность "видеть" или "переживать" являются формами разреженных привилегий и достижений.
Космический турист имеет уникальную "миссию", так сказать, в поисках подлинного выражения пределов человеческого опыта.
Тито приобрел свое место в миссии "Союз ТМ-32" за 20 миллионов долларов, проведя на МКС - 7 дней, 22 часа и 4 минуты отдыха. Космические путешествия, объясняет Тито во время своей лекции, были мечтой жизни, вызванной запуском советского «Спутника-1» и юношеским увлечением космической гонкой, что привело его на курс изучения аэрокосмической техники в колледже.
От космического инженера до мультимиллионера
Впоследствии он работал в течение пяти лет в Лаборатории реактивного движения в 1960-х годах, рассчитывая траекторию полета космического корабля «Mariner» на Марс.
Неудовлетворенность зарплатой космического инженера побудила Тито в начале карьеры сменить профессию на "финансового инженера". К 1980-м годам он основал службу управления инвестициями «Wilshire Associates», где сколотил состояние на пенсионных фондах.
За этим последовало создание индекса «Wilshire 5000», компании, которая отслеживает биржевую активность на макроуровне. Несмотря на свой ранний переход в мир финансов, Тито настаивает на том, что это была естественная эволюция от одной науки к другой.
Фактически, он объясняет, что навыки компьютерного программирования, которые он развил в «JPL», были теми же самыми, которые он использовал для выполнения основных расчетов на фондовом рынке.
Широкий взгляд на движение рынка и отслеживание траектории полета ракеты зависели от одних и тех же инженерных решений. Теперь, будучи первым в мире космическим туристом,
Тито смог добиться окончательного "обзора": бизнесмен, чья компания была одной из первых, кто визуализировал и фиксировал макрофинансовые движения на фондовом рынке, также смотрел на мир издалека.
Путешествие Тито - это не просто новшество, но и начало нового мировоззрения - драматический сдвиг от точки зрения холодной войны, которая смотрела на Землю как на поле боя, или даже экологического взгляда на землю как на хрупкий и конечный организм, к взгляду на Землю как на предмет роскоши.
В подростковом возрасте Тито предвкушал свое собственное космическое путешествие в контексте популярной научной фантастики того времени – видение, которое преобладало наряду с правительственными и военными космическими программами.
Космические путешествия в научно-фантастической литературе и кино
Образ межзвездного путешественника космической эры уже на рубеже XX века опирался на длинную родословную гражданских исследователей в спекулятивной научно-фантастической литературе и кино.
Новаторское путешествие на Луну в романе Жюля Верна "de la Terre à la Lune" (от Земли до Луны), фильме Жоржа Мельеса "Le Voyage Dans la Lune" (Путешествие на Луну), а также художественный фильм Советского Союза "космическое путешествие", изображающий авантюристов и энтузиастов, отправляющихся в путешествие на космическом корабле.
Элементы Индустрии космического туризма также впервые появились в фантастических фильмах космической эры: Артура Кларка "Падение лунной пыли" (1961) и "Пикник в раю" Джоанны Расс (1968), в которых представлены богатые Земляне и их злоключения в космических путешествиях.
По мере того как новые технологии продолжали революционизировать повседневную жизнь, представления о космических исследованиях также множились, постоянно спекулируя на физических и территориальных границах человеческого опыта.
В книге "Космос и американское воображение" историк Говард Маккерди (2011) пишет, что "грандиозное видение освоения космоса черпало значительную силу из его способности возбуждать и развлекать".
Предполагая, что сам масштаб и амбиции этих видений были "решающими для их выживания на рынке воображения". Сам Тито специально указывает на классический роман 2001: Космическая одиссея (1968), написанный Артуром Кларком, и его экранизацию Стэнли Кубриком как семя для его собственной ранней фантазии о космических путешествиях.
В соответствии с популярной культурой 1960-х годов, космические пассажиры в фильме путешествуют на комфортабельных и роскошных космических кораблях «Pan American Airways» и останавливаются в космических отелях, управляемых корпорацией «Hilton».
В 2001 году, в возрасте 61 года, перспективы Тито осуществить свою давнюю мечту «о вращении вокруг Земли» сложились совсем иначе, чем его фантазия. Однако присвоенная инфраструктура вновь коммерциализированной космической отрасли развалившегося Советского Союза и контракт на 20 миллионов долларов создали необходимые условия для его полета.