Недавно у нас прошла публикация о негативном влиянии феминизма на фантастику. Многие поняли так, что мы вообще против женщин, участвующих в развитии нашего любимого жанра. А это совершенно не так. Мы против передержек и введения женских персонажей в угоду идеологии, там, где это не оправданно художественными задачами. А женщины в фантастике сделали много важного. Если кто забыл об этом - мы об этом напомним. Для этого мы попросили Майю Малиновскую, современного писателя, подготовить для нашего канала эту статью. Вы можете найти произведения Майи на сайте Author.today и во ВКонтакте.
Кого сейчас удивишь сильной женщиной в политике, армии, космосе, кино, литературе, прочих областях? Сейчас мода на сильных героинь и сильных женщин.
Феминизм, переживающий третью волну, сделал свое дело, на фоне продолжающихся гендерных битв. За столетие в жизни женщин изменилось всё, литература не исключение.
Когда что-то становится общепризнанным, оно переходит в ранг обычного, неудивительного, а люди быстро забывают, какими усилиями далась новая ступень прогресса.
Как давно вы знаете, что Эндрю Нортон – это Алиса Нортон? В создании пятого эпизода «Звездных войн» участвовала сценарист женщина.
Так ли давно женщины прочно застолбили место в фантастике? Много ли известных имен старых и новых? Среди переводной фантастики российскому читателю известны единицы женщин-писателей. Среди российских фантастов их единицы, в лучшем случае издатель возьмет в печать боевичок в исполнении женщины-автора, подцепит соавтора мужчину или поменяет имя на мужское. Немногим лучше дело обстоит в фэнтези или детективе. Некоторые имена упоминать – дурной тон.
Так в чем же было дело лет сто назад? В прогрессе!
Два столетия назад Мэри Шелли создала всемирно известного Франкенштейна, породившего целую волну похожих сюжетов, подражателей. Мало кто знает, что первое издание было анонимным, а книгу «Франкенштейн или Современный Прометей» к жанру фантастики никто не причислял. Узаконенным отцом этого жанра становится Герберт Уэллс сто лет спустя.
Право писать фантастику завоевывали уже американки. «Золотой век» научной фантастики начался с конца 30-х годов XX века, но права публиковаться под своими именами женщины получили только к 60-м годам, целое поколение писало под мужскими псевдонимами или в соавторстве. Так в фантастику вошли Эндрю (Алиса) Нортон, Ли Бэккет (V эпизод «Звездных войн»), Джеймс Типрти младший (Элис Шелдон), Урсула ле Гуин. Темнокожая писательница-фантаст Октавия Батлер пробила еще один барьер – расовой сегрегации.
К 80-м годам XX века женскими именами в фантастике уже никого не удивишь. Лоис Макмастер Буджолд, Кетрин Мур, Конни Уиллис, Пэт Кедиган (одна из основоположников поджанра киберпанк), Маргарет Этвуд (Канада), Энн Леки (Ученица Октавии Батлер).
В Советском Союзе на женщин фантастов возлагали воспитательную функцию, большинство начинало работать в жанрах подростковой фантастической прозы: Ариадна Громова, Валентина Журавлева, Ольга Ларионова, Мария (Галина) Семенова.
Увы в современной российской фантастике знаменитых имен практически нет. Редкие победительницы литературных конкурсов удостаиваются небольшого тиража, в последствии пишут любовную фантастику или фэнтэзи (в этот жанр женщин пустили сразу). Возможно ситуация изменится и российский издатель осмелеет настолько, чтобы издавать хорошую научную фантастику от авторов-женщин, которую пока можно найти только в электронных библиотеках Самиздата.
Кстати, во Вконтакте мы проводим стримы с просмотром фильмов, недавно, например, смотрели "Метрополис", "Женщину на Луне" и "Аэлиту".
Ну а чтобы не пропускать наши публикации - можете подписываться на наш канал здесь, в Дзене.