На уроке математики стоял невыносимый шум. Мой кабинет был чуть дальше по коридору, и я вышла узнать, что же случилось. Учитель вёл юношу, пытаясь держать его за рукав, отчитывая за нерадивость: "Сколько можно так себя вести! Невоспитанный, грубый и нахальный тип! Ничего не учишь, ничего не знаешь!"
Когда мы встретились ученик вырвал рукав рубашки и попытался оправдаться: "Вы Иванову и Петрову разрешаете разговаривать, а я только повернулся за весь урок попросить ручку, вы сразу стали выгонять меня из класса!" Учитель говорил, что всё это выдумки, что ученик всегда ведёт себя плохо и постоянно разговаривает и грубит... Заметили, что вызвало гнев подростка? Двойные стандарты учителя. Согласны?
Ухудшение настроения и гнев ещё могут вызвать, например, неожиданная проверка знаний по какому-либо предмету. Учащиеся пришли психологически не подготовленными, поэтому они злы и раздражены, потому что чувствуют несправедливость. Педагоги должны учитывать эмоциональную неуравновешенность подростков и не провоцировать гнев лишний раз. А родители напоминать о возможности неожиданных событий.
Гнев подростка можно спровоцировать "детским" обращением с ним, например, приказы, неуважительное отношение, неучтивость. Все подростки слишком внимательны к вежливости взрослых к ним, но сами не всегда соблюдают этикет. Родителям и педагогам следует проявлять такт и терпение в разговорах с подростками, не отвечать на грубость грубостью и неуважением, то есть своим примером показывать нужное поведение, а не отзеркаливать поведение подростка.
Все подростки считают себя взрослыми, поэтому надо предоставлять им самостоятельность в принятии решений, но напоминать и об ответственности за эти решения. Подросток должен знать и свои права, и свои обязанности. А взрослый человек должен уважать права подростка, но настаивать на выполнении обязанностей. Очень важно найти баланс, так называемую золотую середину.
Что поможет родителям и педагогам избежать конфликтов с подростком?
Помните основные правила, перечисленным ниже:
1. Ведите себя так, чтобы подросток вам доверял. Хорошие отношения строятся на доверии.
2. Учитывайте огромные гормональные перестройки организма и резкий перепад настроения.
3. Предъявляйте разумные требования, определяйте срок выполнения, требуйте отчет о выполнении, проявляя уважение к личности подростка.
4. В невнимательности и усталости тоже виновата психофизиология подросткового возраста.
5. Настроение взрослого обязательно передаётся подростку. Если родители или педагоги сами раздражены, то следует ожидать вспышку гнева у подростка.
6. Избегайте двойных стандартов: одному что-то можно, другому - это же нельзя.
7. В распределении обязанностей учитывайте предпочтения подростка.
8. Хвалите за достижения личность подростка, ругайте конкретное поведение.
9. Ругать подростка, высказывать свое негативное мнение лучше наедине и без эмоций, аргументируя каждое слово.
10. Хвалить желательно в присутствии значимых людей.
А вы умеете ладить с подростками?
P.S. Интересно - ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Ещё вступайте в группу по адресу https://vk.com/deti__i__roditeli Здесь запишитесь на консультацию-онлайн, и мы вместе найдём причины проблем у ребёнка любого возраста и устраним их. (Фото из открытых источников)