Найти тему
Libertà

ЛЮБИТ ЛИ ХУДОЖНИК СВОЮ ЖЕНУ?

кадр из фильма "Портрет жены художника"
кадр из фильма "Портрет жены художника"

Фильм «Портрет жены художника», режиссер А. Панкратов-Белый 1982 год.

В главных ролях: Сергей Шакуров, Валентина Теличкина, Никита Михалков.

В некотором отдалении от столицы проживает семья художника - Павел Алексеевич (С. Шакуров) и его супруга (В. Теличкина).

Художник занят творчеством, жена преподает в техникуме и тратит на дорогу 3 часа. Это не очень нравится женщине, как и то, что в доме не бывает гостей, сами они тоже редко куда-то выбираются. Чаще всего – на выставки, естественно живописи.

У Нины нет протеста, она любит мужа. Женщине лишь хотелось бы больше тепла, человеческого общения.

Но, художник весь погружен в работу. Извечная проблема героев Ю.Нагибина. Им всегда что-то мешает проявить гениальность, они постоянно на подходе к ней.

Если учесть, что художнику не меньше 40 лет, то, по идее, он уже должен был состояться. Подкупает лишь то, что этот человек любую работу выполняет очень ответственно.

кадр из фильма
кадр из фильма

Но, он настолько ушел в себя, что даже любимая жена стала немного мешать его творческому процессу. Моцарту не мешали ни жена, ни дети.Павел Алексеевич не согласен ничего менять даже для того, чтобы Нине элементарно было легче добираться до работы. Это тоже может помешать творчеству.

Освобождение дома от старого дивана, который просится на помойку тоже отвлекает от работы. Не получилось – пусть стоит, пусть весь дом рухнет, лишь бы не мешали.

Друзья приглашают семью художника на отдых в ведомственный пансионат. Природа, общение с близкими по духу людьми. Казалось бы, все должно настраивать на творческий лад. Но, наш художник уже начинает раздражаться и от новых людей, и от природы. Он никуда не ходит, а если и появляется, то с недовольным видом.

кадр из фильма
кадр из фильма

Небольшая деталь – у Нины нет своих денег. Ей каждый раз выдается некая сумма со словами: «Надеюсь, хватит?». Для меня это было очень странно. То ли муж жлоб, то ли у них в семье так заведено, что финансам распоряжается он.

На новом месте Нина чувствует себя замечательно. Она ходит за грибами, участвует в праздниках, экскурсиях. Словом, Нина получает то, что чего ей не хватало дома.

кадр из фльма
кадр из фльма

Мало того – она становится объектом внимания главного ловеласа пансионата, которого его блестяще сыграл Никита Михалков.

Борис Петрович сразу выделяет интересную женщину, но очень деликатно ухаживает за ней. То есть, ухаживания, как такового нет. Никто никого никуда. Ни тебе тайных свиданий, ни, тем более приставаний.

Нина не из тех женщин, кто ищет интрижки на отдыхе. Герой Михалкова бросает все дела и занимается Ниной и ее супругом. Пожалуйте: водные лыжи, рыбалка, грибная охота.

кадр из фльма
кадр из фльма

Он переселяет семью художника в свой дом, но ведет себя все также пристойно.

Правда, он открыто говорит герою Шакурова о том, ему нравится Нина.

-Мне тоже, - отвечает художник.

кадр из фильма
кадр из фильма

На глазах у жены он предлагает написать портрет ее подруги. Совершенно непонятно – зачем. Очевидно, чтобы досадить супруге за то, что ей хорошо. Она спрашивала, почему он никогда не писал ее портрет, но, внятного ответа не услышала.

И уже полным апофеозом в этой ситуации выглядит отъезд художника домой. Разумеется, под предлогом того, что здесь ему все мешает сосредоточиться.

То, что в кои то веки он видит Нину довольной, бесит героя, как и то, что его жена может нравиться кому-то другому.

Совершенно алогичный поступок для человека, любящего – бросить все, ничего не объясняя. Художник видит, что его поступок огорчает жену, но все равно уезжает «творить».

Нине до того неуютно в этой ситуации, что она уже и не рада, что осталась. Отправившись на катере с Борисом Петровичем, она задергала его до того, что он был вынужден остановиться посреди реки, понимая, что женщина нервничает.

Как раз простой, человеческий разговор с героем Михалкова расставляет все по местам, и Нина успокаивается.

кадр из фильма
кадр из фильма

Она собирает вещи и почему-то ночью пешком уходит из пансионата. Художник тоже возвращается назад и застает жену, бредущую с чемоданом ночью неизвестно куда.

Казалось бы – счастливый конец?

Но, мне почему-то очень жаль Нину с ее покорной и преданной любовью. Герой Шакурова не достоин такой любви потому, что сам не умеет любить и ценить чувство Нины.

Словом, в счастливое продолжение этого брака я не верю, как и в то, что художник создаст что-то стоящее.

Фильм рекомендую к просмотру. Актеры играют очень хорошо, музыка Е. Доги выше всяких похвал, да и подумать есть о чем.

Приглашаю комментировать, оценивать, подписываться на канал.