Найти тему
Мой психолог

Психология личности как исследование особенностей и мировоззрений человека

https://pixabay.com/ru/vectors/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-305836/
https://pixabay.com/ru/vectors/%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-305836/

Психология личности занимается изучением поведения. Но поведение включает в себя гораздо больше, чем просто механические реакции на стимулы.

Оно включает как внешние экстраспециально наблюдаемые события, так и внутренние психические события, которые непосредственно наблюдаются только с субъективной, интроспективной точки зрения, и оба эти вида поведения могут быть описаны как на механическом, так и на преднамеренном уровне описания.

Теперь суть заключается в следующем:

если мы принимаем использование преднамеренного уровня описания в психологии личности, что мы четко делаем и должны делать, мы также должны признать, что субъективные значения человека являются частью самой конституции личности, поскольку преднамеренный уровень описания изображает поведение как частично сформированное, а не просто вызванное значениями, передаваемыми убеждениями, целями, желаниями и другими преднамеренными состояниями.

Действия - это то, чем они являются; потому, что преднамеренный уровень описания изображает поведение как частично сформированное, а не как раз потому, что оно вызвано просто смыслом, как они выражаются через убеждения, цели, желание и другие умышляет, какие они есть, и какие действия они собой. Например, альтруистическое действие - это то, что отчасти обусловлено намерением актера - поведение, которое действительно отражает желание получить власть или другую эгоистическую выгоду, а не помогать кому-то, хотя оно может выглядеть альтруистичным для наблюдателя, а не альтруистическим действием.

Намерения, которые делают этот акт альтруистическим, в свою очередь, встроены в более широкие сети представлений о человеческой природе и моральных убеждениях, которые делают намерения такими, какие они есть.

Вывод заключается в том, что мы должны, в той мере, в какой мы используем преднамеренный уровень описания, изучать убеждения, цели, ценности, жизненную историю и другие преднамеренные состояния людей, как самостоятельные источники значения в личности, а не только в той мере, в какой они являются частью моделей психической или поведенческой закономерности (теория признаков) или причин конкретного поведения (социально-когнитивная теория).

Это последствие само по себе является следствием языка преднамеренности; не нужно добавлять никаких дополнительных предположений о личности сверх предполагаемой полезности этого языка.

Таким образом, психология личности должна быть связана с двумя взаимозависимыми и неразрешимыми задачами:

изучение поведенческих закономерностей

изучение умышленных состояний, которые наделяют опыт и поведение смыслом.

Черты характера и мировоззрения как объективная и субъективная сторона личности

Единицы черт характера и мировоззрения не означают взаимоисключающих категорий или частей личности. Человек может иметь черту - склонность смотреть на мир определенным образом.

В более общем плане, понимание существа как личности означает понимание его целостно, а не просто как сложной машины или системы, отдельных частей, или зубцов, которые каким-либо организованным образом взаимодействуют друг с другом. Поэтому можно попытаться представить себе личность как единое целое, которое может быть освещено с разных ракурсов, через различные конструкции.

Конечно, нужно прагматично различать различные аспекты личности и исследовать причинно-следственные связи между ними; дело скорее в том, что нас не следует обманывать, думая, что наши конструкции и методы вырезают личность на его онтологических стыках.

Почему бы тогда не использовать единицу признаков в качестве зонтичного термина для всех личностных конструкций, охватывающих как стили поведения, так и аспекты мировоззрения?

Помимо угрозы сужения поля до статической картины личности, это также упускает из виду тот факт, что существует принципиальная разница между изучением личности через черты характера и изучением ее через мировоззрение человека.

Изучая черты характера, необходимо выяснить, как человек на самом деле склонен мыслить, чувствовать и вести себя. Даже при измерении характеристик через самоотчет мы рассматриваем самоотчет как методологически удобные, но ненадежные косвенные показатели для наблюдения за фактическими моделями мышления, чувств и поведения, опираясь на обширные самопознания человека; обычно нас не очень интересуют субъективные значения поведения для каждого человека, хотя мы не можем неявно исходить из того, что это поведение означает для людей в целом.

Когда мы фокусируемся на мировоззрениях, мы, с другой стороны, заинтересованы в текущих убеждениях, ценностях, целях и так далее, сами по себе, как субъективно испытываем сейчас, независимо от того, считаем ли мы их объективно истинными и желательными; в данном случае реальность, которую мы пытаемся изучить, - это реальность.

Таким образом, изучение черт характера и изучение мировоззрений дают два различных вида информации о личности, освещая ее с двух разных точек зрения, которые можно назвать объективной (черта лица) и субъективной (мировоззрение) сторонами личности. Это различие не идентично тому, что существует между интроспективной и экстраспециальной перспективами, поскольку для изучения объективной стороны личности можно использовать интроспективную информацию, основанную на воспоминаниях, убеждениях и отношении человека к себе и выраженную в виде черт самоотчета.

Однако самоанализ черт характера следует отличать от самоанализа мировоззрения, поскольку самоанализ признаков имеет преимущество перед экстраспециальной информацией, когда речь идет о сообщениях о текущих психических состояниях, таким образом, что он не является привилегированным, когда речь идет о сообщениях о фактических поведенческих закономерностях во времени.

Это не означает, что люди в целом способны понять или описать проницательным образом структуру систем значений, лежащих в основе их психических состояний.

Изучение личности с субъективной точки зрения означает попытку понять действительное мировоззрение, лежащее в основе субъективной онтологии человека, а не только то, каким человек считает свое мировоззрение в целом.