Автор
В редакцию «Психологической газеты» приходят запросы на самые разные тематические материалы. Сегодня мы рады появившейся возможности откликнуться на узко специализированный и конкретный запрос: как можно использовать песок в психологическом сопровождении беременности?Предлагаем вашему вниманию комментарий психолога Ольги Никитиной, практикующей в своей работе техники sand-art:
«Из всех многочисленных методов использования песка в психологической практике мне ближе всего sand-art (рисование на световых столах). С 2011 года провожу программы повышения квалификации в области применения рисования песком в психолого-педагогической практике. Постоянно развиваю программу, обогащая её новыми идеями, делюсь опытом разработок применения метода sand-art в свой практике и опытом наших выпускников программ обучения. В последнее время все больше и больше получаю позитивных отзывов о применении метода sand-art в работе с беременными женщинами и пожеланий специалистов получить систематизированную информацию в этом направлении. Так возникла идея программы вебинара «Sand-art терапия в работе с беременными женщинами», который состоится с 5 по 8 декабря 2016 года.
По сути своей беременность – это процесс глубокого серьёзного изменения жизни женщины. Рисование на световом столе песком помогает женщине «быть» в этом процессе, проживать все его периоды и сохранять внутренне равновесие за счёт особых свойств изобразительного материала, его сыпучести и подвижности, которые символизируют процесс изменения и трансформации. При подготовке к родам и материнству эмоциональная включенность женщины играет важную роль, иногда излишняя интеллектуализация может мешать естественному ходу событий. Через эмоции, чувства, проживание ощущений, через возможность погружения в собственный внутренний мир, женщина приходит к естественным ритмам, к интуитивным действиям, к гармоничному состоянию. Sand-Art терапия – экологичный и ресурсный метод работы, позволяющий гармонизировать эмоциональное состояние женщины и оказать ей необходимую психологическую поддержку.
С каким запросом чаще всего приходят беременные женщины к психологу? С тревогами, волнениями, страхами. Техники и приемы sand-art позволяют оказать эффективную психологическую помощь за короткое время – способствуют освоению клиенткой навыков саморегуляции, оптимизации её эмоционального состояния, активизации её внутренних ресурсов.
Как любой другой метод психологической помощи, sand-art имеет свои особенности применения в индивидуальной и групповой работе с беременными женщинами. По степени вовлеченности клиентки в процесс рисования песком мы делим приемы sand-art на активные и пассивные. В качестве диагностического и терапевтического инструмента психологической работы хорошо зарекомендовала себя песочная мандала. Уже разработан целый ряд арт-терапевтических упражнений на световом столе: «Я-женщина», «В ожидании малыша», «Мой мир», «Рождение жизни», «Безусловное принятие», «Тревоги», «Песочная клякса», «Каракули», «Часы беременности», «Материнство - радость и ответственность»…
Очень интересно делиться опытом очно, в группе коллег – возникает много спонтанных откликов и новых идей. Но и дистанционный формат оказался необычайно впечатляющим! Дело в том, что участники вебинара уже в ходе занятий используют песок и подручные сыпучие средства. И ситуация уединенной работы со своей персональной песочницей создает условия для полноценного сосредоточения внимания на всех деталях работы. Мне это отлично видно по тем точным и глубоким вопросам и наблюдениям, которые я получаю от участников после выполнения домашних заданий.
Итак, отвечая на поставленный редакцией вопрос, могу подытожить: техники рисования песком на световых столах в психологическом сопровождении беременности применяются успешно, уже накоплен опыт, который можно осваивать и внедрять в свою практику.»
Автор
Никитина Ольга Николаевна
психолог-консультант, работает в гештальт-подходе, член Санкт-Петербургского психологического общества, член Ассоциации песочной терапии, руководитель секции «Sand-Art», дважды победитель конкурса педагогических достижений, соавтор проекта «Родительский клуб», педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга, преподаватель Института практической психологии «Иматон»
Санкт-Петербург