Найти тему
GutenMorgen

Чему равен корень треугольника?

Просто непонятно, как раньше не могли в ударнике рассмотреть ученого, будущую надежду науки. Впрочем, разглядеть было невозможно, поскольку вся история впереди.

Смена деятельности

До прихода в пединститут Лека Чуев темпераментно играл на барабане в местном джазе. Но однажды поклонники пекинского таланта обнаружили, что их кумир, порвав с веселым другом – барабаном, целиком ушел в науку.

Как он попал в нее, никто толком не знал, так как уровень знаний Чуева к тому времени колебался где-то между третьим и четвертым классами начальной школы. Однако исключительная скромность научного багажа не помешала барабанщику получить в институте звание ассистента и возглавить одновременно три лаборатории – фото, радио и кино. Читал лекции, принимал у студентов зачеты. Поговаривал о профессуре, до которой теперь рукой подать: ведь он уже кончает физмат своего института.

Рост поразительный. Просто непонятно, как не могли раньше в огневом ударнике рассмотреть энциклопедиста, будущую надежду науки. Впрочем, разглядеть было невозможно, поскольку таковым Лека никогда и не являлся. Своим восхождением он обязан тому, что являлся крупным «общественным деятелем». Есть у нас еще такие вездесущие общественники, увешанные нагрузками, как новогодняя елка игрушками, и потому быстро продвигающиеся по служебной или иной лестнице.

Общественный деятель

Таким был Лека. Он с грохотом носился по этажам из лаборатории в лабораторию, подолгу и вдумчиво беседовал с ректором, хлопал декана по плечу, был на короткой ноге со всеми преподавателями. Делал все с большим шумом, унаследованным, видимо, от прежней профессии. Не без приятности наблюдал за ним ректор, с чувством пожимал руку декан физмата.

В грохоте проводимых мероприятий Лека как-то совсем упускал из виду, что надо готовиться к экзаменам. Тогда во время пробежки по коридору он ловил за лацкан пиджака преподавателя и быстро говорил:

– Видишь, загружен! Спешу! Ты меня знаешь, я тебя знаю. У меня зачетка – у тебя ручка. Понимаешь?

Чего уж не понимать, и зачеты ставили, чтобы отвязаться. Некоторые упорствовали.

– Слушай, Лека, – сказал один преподаватель. – В теории работы мастерских ты ни в зуб ногой. Так?

– Так, – твердо отвечал Лека; протягивая зачетку.

– Нет, погоди. Сделай в порядке практики ну хотя бы табурет.

Но Лека шуметь умеет, а табуреты делать не умеет и бежит к ректору.

– Вы что, – говорит ректор строптивому преподавателю, – придираетесь к товарищу? Что вам дался табурет. Человека, общественника травмируете. Нехорошо!

Конфуз выпускника института

Так Лека и шел от курса к курсу, пока не произошел конфуз. Физик (П), издерганный просьбами Леки (Л) поставить хорошую оценку, записал ход экзамена на магнитофонную пленку. Итак, ассистент кафедры физики выпускник института Лека Чуев отвечает на вопросы.

Л: Привет!

П: Так, начнем. Определи площадь треугольника, если известны основание и высота.

Л: Треугольника? Какого треугольника? А, ну ладно. Черт, забыл. Одну секундочку, пороюсь в памяти. Так. Тут какой-то корень должен быть.

П (изумленно): Корень?

Л: А может, не корень. Ну, я забыл. Ну, напомни, пожалуйста.

П: Ладно. Дальше. Понятие об удельном весе.

Л: Это, значит, по отношению, значит, к воде… Что один эээ… Значит, ммм… вода… Это один ээ… кубический, э… объем одного кубического… вод… э…

П: Н-да, весомо… А понятие о центре тяжести?

Л: Так. Сейчас вспомню. Понятие. Как это понятие, я не знаю, что такое понятие.

П: Тогда расскажи о законе Архимеда. Я тебе три раза объяснял.

Л (смеется): Ну, это я знаю. Ну так, тело, погруженное, значит, в воду… Тело погружено… Ну, как сказать? Ну, как выразиться, ну, скажи мне. Ну… Фу ты, черт. Такой вопрос элементарный.

П: Что понимаешь под энергией? Кинетической, потенциальной.

Л: Так. Одну минуточку. В выражениях запутался. Ну, кинематическая энергия – это энергия, которая… Так… Фу ты, забыл… Можно закурить? Ой, ну подскажи мне!

П: Единицы тока знаешь?

Л: Сейчас, сейчас. Одну минуточку. Забыл. Подскажи, пожалуйста.

П: Чему равен ампер? Ты же радиолабораторией заведуешь.

Л: Ампер? Сейчас скажу. Значит, это… Ток в один ампер это будет… ммм… Ух ты, черт, забыл. Надо же. Самому смешно (смеется).

П: Действительно смешно. Ну, может, скажешь, что такое ом?

Л: Ом? (долго молчит). Ну, что такое ом, ну, скажи мне…

П: Третий закон Ньютона.

Л: Забыл.

П: Газовые законы какие помнишь?

Л: Вот газовые законы абсолютно не знаю.

И пришлось Леке вернуться в барабанщики, в джаз, где и было его настоящее место и где встретили его поклонники с огромной радостью.

Некомпетентное руководство

Но, между прочим, искусство не меньше науки требует наравне с жертвами еще и способностей. На этом участке тоже всякое бывает.

Привели в драмтеатр за руку человека и сказали:

– Знакомьтесь, ваш новый директор.

Скоро выяснилось, что до приобщения к музам директор руководил рабочим комитетом крупного леспромхоза. Его знакомство с театром ограничивалось просмотром одной пьесы, название которой директор в огне профсоюзных битв твердо запамятовал. Был уволен из леспромхоза за финансовые нарушения. Но – номенклатура! И в исполкоме сказали:

– Пусть сменит обстановку. Говорят, он к искусству не имеет отношения. Ну, а провести собрание, наметить план конкретных мероприятий – это разве не искусство?

Рабочий день нового директора продуман тщательно, хотя и не богат по внутреннему содержанию. Приходит он ровно в девять и первое, что делает, это садится за стол. Сидит долго и настойчиво, просто так сидит. Потом медленно очиняет карандаш на предмет возможного наложения резолюции. Потом снова упорно сидит. До обеда успевает достать из стола папку, задумчиво полистать и положить обратно. Потом обед и послеобеденное сидение. В творческие вопросы не встревает.

Но кое-что новое внес. Распределение ролей предложил, например, проводить на общем собрании путем тайного голосования. Или возникла проблема – каким сукном обить макет – зеленым или черным? Он долго и тяжело обдумывал возникший вопрос и вынес его в конце концов также на общее собрание. Открыл его сам:

– На повестке дня у нас, господа артисты, один вопрос– о сукнах. Дополнения? Замечания? Нет. Есть два предложения – обить макет зеленым сукном и второе – черным. Кто за то, чтобы сукно было зеленым? Против? Воздержался? Опустите руки. Кто за то…

Так и руководит. Плохо, когда человек не на своем месте. Тогда он ищет корень не там, где надо.

Друзья, не забывайте ставить лайк, это мотивация для меня писать чаще. Подписывайтесь на мой канал - впереди много интересного!