Москва. Тверская улица. Я в офисе балерины
Жду, когда закончится репетиция и мы сможем поговорить. Директор Насти, милейшая Наташа, развлекает меня разговорами и предлагает уже четвертую чашку кофе. «Настенька немного задерживается: затянулась репетиция. Скоро благотворительные гастроли, и она работает у станка по три-четыре часа. Трудяга! А что делать? Она всегда должна быть в форме», – делится своими мыслями Наташа. Я разглядываю офис: театральные костюмы, огромное зеркало, факсы, телефоны и письменная доска с расписанием гастрольного графика. А еще небольшая надпись рядом с этим заполненным на пять месяцев вперед графиком: «Я очень, очень, очень ЧЕЛОВЕК!», которую сделала, несомненно, сама балерина.
Но вот наконец открылась дверь и вошла Анастасия. Действительно яркая, красивая женщина. Легким движением руки сбросила свою норковую шубку на кресло, ослепительно улыбнулась и протянула мне руку : «Я просто Настя. Спасибо, что подождали меня. Сейчас я отвечу на все ваши вопросы». Увы, открыть рот я не успела: раздался звонок на сотовый Анастасии. Балерина извинилась, что вынуждена ответить на звонок. Ее разговор сразил меня наповал. «Извините, но я не понимаю, почему вы не можете предоставить мне для выступлений площадку в театре? Это же благотворительный концерт для детей! Дети в чем виноваты? Я просто хочу подарить им немного красоты и счастья. Почему вы за благотворительность просите деньги? Я еду со своей группой за свои деньги и должна еще оплатить зал?! Это просто немыслимо! Эти концерты утверждены на уровне правительства! Вы хотите сорвать концерт?»
Разговор продолжался минут двадцать. Море эмоций, просьбы, убеждения собеседника, но увы... Мужской голос выдавал заученный текст: «Мы бюджетная организация и бесплатно дать зал не можем». Положив трубку, Настя заплакала навзрыд. У меня непроизвольно вырвался вопрос: «Настя, но почему вы решаете организационные вопросы? У вас же есть штат сотрудников!» – «Конечно! Это огромные профессионалы, но я привыкла все решать сама. Я знаю, что если хочешь получить хороший результат, сделай все сама!» Вот так и началось мое интервью с гламурной звездой, балериной, слабой-сильной женщиной Анастасией Волочковой.
Когда меня отдали на балет, моему счастью не было границ
Я родилась в замечательной семье. Мои родители тонкие, любящие, понимающие люди. Я была единственным и долгожданным ребенком в семье. Папа – чемпион СССР по настольному теннису и тренер по легкой атлетике. А мамочка до моего рождения работала гидом. Я родилась в замечательном городе Санкт-Петербурге. До сих пор, уже долго живя в Москве, скучаю по Северной столице. Мне очень не хватает МОЕГО ГОРОДА. Москва прекрасна! Но душой я в Питере. Что сохранилось у меня в памяти из детства? Мои прогулки с папой. Он человек очень занятой. Но когда у него появлялось свободное время и он забирал меня из детского сада, то наступал праздник. Мы шли гулять по городу. Гуляли долго. Иногда разговаривали, иногда молчали. Но всегда держались за руки. Для меня это было счастьем. Тогда, в детстве, папа казался мне таким сильным, мужественным. Я его очень люблю. Он для меня был и остается авторитетом.
А мамочка всегда была рядом со мной. Она практически посвятила жизнь мне. Очень хорошо помню, как она рассказала мне о моем рождении. Было яркое солнечное утро, когда я появилась на свет. Мои родители просто грезили девочкой. И Бог услышал их. Мама говорит, что я родилась в рубашке, а это значит, что счастье мне будет сопутствовать всю жизнь. Каким я была ребенком? ЛЮБИМЫМ! Я каждую секунду ощущала, что меня любят. Это выражалось в отношении ко мне. Родители, несмотря на занятость папы, мною занимались. Я считаю, что детьми нужно заниматься, с детьми нужно разговаривать, нужно уделять им очень много времени. Тогда они вырастают счастливыми людьми.
Никогда не забуду, когда мы с мамой пошли впервые в театр. Мне было пять лет. Это был Мариинский театр. Давали спектакль «Щелкунчик». Как меня поразили артисты на сцене! Я увидела мир красоты, гармонии, совершенства. Я влюбилась в балет. Влюбилась и сказала маме, что хочу танцевать в таком театре, что хочу стать великой балериной. Так и сказала: ВЕЛИКОЙ! Конечно, мама серьезно не отнеслась к моим словам. Но когда она увидела, что я дома перед зеркалом пытаюсь повторить движения, которые видела в театре, мамочка задумалась... А когда я попыталась сшить себе балетную пачку из подручного материала, то она окончательно решила, что дочь должна заниматься балетом.
Это решение я восприняла как счастье. Возможно, родители видели меня в другом амплуа. У моего папы абсолютный слух. Да и я не лишена музыкальности, поэтому родители решили развить мои музыкальные способности и в самом раннем детстве, еще до занятий балетом наняли преподавателя музыки для меня. Это была старенькая пианистка, которая била меня по рукам, если я фальшивила. Но сейчас я понимаю, что она была права. За короткий срок она сумела привить мне любовь к музыке и поставить правильно руки. А еще в детстве я безумно любила рисовать. Я уже говорила, что родители занимались мной. Уже с трех лет они начали водить меня по музеям. Мама говорит, что после посещения Эрмитажа я взяла бумагу, карандаш и нарисовала «абстрактную» картину. Конечно, рисунок был детский, непонятный, но я сумела объяснить родителям, что хотела сказать.Это был рисунок часов «Павлин», которые я увидела в Эрмитаже.
Когда мама решила отдать меня в балетное училище, то счастью моему не было границ. Но в Вагановское училище принимали детей в возрасте десяти лет, а мне было только пять. И я ждала, я мечтала. Я видела цель – танец, сцена. Я очень упрямый, упертый человек, когда речь идет о балете. Я терпеливо ждала все годы, когда смогу воплотить в реальность свою мечту.
И такой день наступил. Мама привела меня на просмотр в Вагановское училище. Я предстала перед экзаменаторами. Вердикт был страшным – негодна для балета! Это я сейчас понимаю, что у меня не было никаких способностей для балета, не было растяжки, не хватало гибкости. Когда я услышала это, то впервые поняла, что такое трагедия. Мне отказали в поступлении! Как? Почему? Я смогу, я буду стараться! Я стану балериной! Помню, что я просто рыдала. Но я же родилась счастливой. И Господь дал мне еще один шанс.
Пока я плакала и страдала, то совершенно не заметила, что рядом со мной стоит человек, который пытается выяснить причину моих слез. Только потом поняла, что это был преподаватель училища. Конечно, я все ему рассказала. Он молча взял меня за руку и отвел в экзаменационный класс, где я только что была.... Он попросил строгую комиссию посмотреть меня еще раз и дать мне шанс. Помню, что попыталась станцевать польку, помню, что это получилось кошмарно, но шанс мне дали. Дали на год. Если я не смогу изменить ситуацию, не смогу развить свои способности, то мне придется уйти.
Я очень хорошо понимала, что такой шанс выпадает раз в жизни. Я старалась! Спасибо огромное маме! Она разделяла мои желания, она помогала мне. Прежде всего мама наняла частного преподавателя. Конечно, я трудилась в училище, но этого было недостаточно. Сказать, что это было сложно – ничего не сказать! В девять утра я на занятиях в училище. После училища, часов в семь вечера, еду домой, готовлю общеобразовательные уроки – и вновь к станку, но уже дома. Я хронически не высыпалась, но других вариантов не было. Ежеминутный труд и огромное желание стать балериной. Появилась растяжка, гибкость. У меня получилось! Я становилась балериной.
И когда я слышу сегодня непонятные высказывания в свой адрес: «Она просто везунчик, ей все легко дается», мне просто хочется крикнуть: «Не верьте! Балет – это трудолюбие и дисциплина! Успех – трудолюбие и дисциплина!»
В мире зависти и интриг
Я человек очень дружелюбный, открытый, искренний. Я привыкла доверять людям. Совершенно неспособна сотворить подлость. Но с самого начала своей балетной карьеры я сталкиваюсь с завистливыми глазами и недружелюбным взглядом. Я очень благодарна маме, которая объяснила мне, что я выбрала сложную профессию и, если хочу жить искусством, должна уметь противостоять человеческой низости.
Училась я с упоением. И меня заметили. На производственной практике доверили в спектакле «Щелкунчик» роль Луизы. Я впервые вышла на сцену Мариинского театра. Я совсем девочка, а тут серьезный спектакль. Меня будут оценивать мэтры, ставить оценки, выносить свой вердикт. Первый выход на сцену – незабываемое ощущение! Я летала, парила. Итог – оценка «отлично» по классическому танцу! Это заветная мечта любой воспитанницы балетного училища. Мне поставили «отлично»! Той, которая не смогла пройти отборочный тур! Вот какие чудеса творят желание и труд.
И еще одна награда – учеба у легендарной балерины Наталии Михайловны Дудинской. Эта великая женщина взяла меня в свой класс. Как же я благодарна ей!!! Наталия Михайловна прививала своим ученикам беззаветную любовь и преданность балету. Вот с этим я живу до сих пор.
Я считаю, что моя карьера балерины сложилась очень удачно. После училища я поступила на службу в Мариинский театр. Танцевала главные партии в «Жизели», «Спящей красавице», «Раймонде»... Но потом... Понимаете, балет – особый мир. Если говорить о балетной завести, подлости, то я ощутила на себе все эти «прелести». Самым любимым развлечением завистливых коллег было подрезание ленточек на пуантах. Именно! Мне нужно на сцену, я надеваю пуанты, танцую и вдруг... Вдруг обрывается ленточка, а спектакль идет. Что делать, вы спрашиваете? Танцевать! Меня учили всегда держать спину прямо.
Никогда не забуду, как мне срезали все украшения с костюма Одетты-Одиллии. Это было нечто. Мне выходить на сцену в «Лебедином озере», а костюм превратили в половую тряпку. Как я этого раньше не заметила? Все просто. Я привыкла не закрывать свою гримерку на ключ. Зачем? Что у меня брать? Косметику? Пожалуйста! Еще куплю. Но оказалось, что нужно просто нагадить, вывести меня из равновесия. Вот вам и балетная жизнь. И это только цветочки. Меня настолько измучили сплетни, интриги, выяснение отношений, что я вынуждена была уйти из Мариинского театра. Простите, но мне все это больно вспоминать.
Когда меня пригласили в Большой театр, то надеялась, что на главной сцене страны можно будет спокойно работать. Но я ошиблась. Коррупция, интриги, грязь круче, чем в Мариинском. Помню, когда я впервые переступила порог Большого, меня охватил восторг. Боже, какая красота, какое величие! Очень мне помог освоиться в театре Николай Цискаридзе. Он буквально взял надо мной шефство.
Вас, конечно, интересует, что произошло со мной в Большом театре? Я просто стала заложницей ситуации, когда один богатый человек потребовал у директора театра уволить меня. И господин Иксанов выполнил его просьбу. Но я посчитала, что это несправедливо. Почему из-за личных разборок должен страдать мой профессионализм? Я много работала, полностью посвятив себя сцене, а человек с деньгами пришел и решил, что мне нет места в театре. Я подала в суд на руководство Большого театра и выиграла его. Конечно, мне это далось с огромными нервами. Но я билась как львица. Боже, что только мне не пришлось пройти! Например, ко мне в гримерку пришли два человека с огромным букетом цветов. А в букете нож. Его вытащили и угрожали мне. Требовали,чтобы я прекратила все судебные дела и ушла сама из театра. Но я не привыкла уходить от трудностей. Я пережила и это. Я умею держать спину прямо.
У меня были и есть мужчины – лучшие из лучших
Мои мужчины... О, это все достойные люди. У меня были и есть лучшие из лучших. Конечно, у каждого свой характер и свои мысли, но они лучшие. Конечно, я осознаю, что нравлюсь мужчинам. А что в этом плохого? Я искренне влюбляюсь и предана человеку. Для меня важны гармония в отношениях, доверие и понимание. Вы спрашиваете, какими качествами должен обладать человек, чтобы покорить меня? Я бы задала другой вопрос: кто сможет долго выдержать ритм жизни Анастасии Волочковой? Таких мужчин мало. У каждой женщины романы начинаются красиво, а дальше? Дальше жизнь и быт. Мне необходимы красивые отношения. Мне необходимо постоянно чувствовать, что я нужна, что любима. Я умею любить и быть верной. Я последнее отдам родному человеку. Я и отдала. Отцу своей замечательной дочки Ариши. В прямом смысле слова. Отдала свои потом заработанные деньги. У меня и мыслей не было не дать. Это же мой родной и любимый. Отдала все. А мы расстались. Конечно, я никогда не увижу этих денег. Я понимаю. Но у меня есть дочь. Я благодарна Игорю (Игорь Вдовин,бывший муж балерины. – Прим. авт.) за такой чудесный подарок, как дочка. А деньги? Дай бог ему здоровья!
Да, я публичный человек и прекрасно понимаю, что моя жизнь на виду. Но я никогда не стремилась к такой «публичности», которую мне приписала пресса. Это ужас! Что я только не читала о своей личной жизни?! И свадьба у меня липовая, и мужа увела у непревзойденной модели... Хватит сочинять, господа хорошие! Была красивейшая свадьба. Была аж три раза! Первая состоялась в Санкт-Петербурге, вторая в Москве, а третья в Таиланде. И плод наших отношений – мое счастье Ариша.
Видимо, я лакомый кусочек для наших журналистов. Я иная... Нежная, верная, добрая и очень, очень отзывчивая. А та Волочкова, которую смакуют в прессе.... мне не всегда понятна. Но это выдумки журналистов.
Почему я должна всем и все объяснять? Я сама решу, с кем мне спать, с кем мне жить и что делать дальше... Одно могу сказать: я верю и знаю, что есть на земле мужчина, который предназначен мне. И мы с ним обязательно встретимся! Какой я буду женой? Замечательной! Я прошла такую школу выживания, что со мной не пропадешь. Я сумею сделать своего мужчину счастливым. Да, я не умею готовить. И что? Разве это главное в жизни? Я создана любить и быть любимой. Я создана для гармонии и красоты. Я украшу достойного мужчину. Я выхожу на сцену королевой и в жизни я королева! Разве это плохо?
А сердце мое всегда занято... Искусством, балетом. Я создана для того, чтобы приносить людям радость. И я это прекрасно делаю на сцене. Я вся отдаюсь зрителю. А мужчина... Будет. Обязательно.Достойный, умный, состоявшийся.
Я ни о чем не жалею
Я, несомненно, счастливая женщина. А как иначе? Я абсолютно состоялась в профессии. Состоялась как женщина, мать. Мы с моей доченькой подружки. Она мне дает дельные, умные советы. Например, ругается, когда я надеваю короткие платья. Представляете? Я пытаюсь ее убедить, что мне подходит мини, но ей нравится макси. Ариша безумно талантливый и тактичный ребенок. И очень талантлива. Я не хочу говорить о ее будущем. Как Господь даст!
Я живу и не оглядываюсь назад. Зачем? Тратить время на прошлое... Это безумие. Обсуждать сплетни... Зачем? Зачем мне тратить время на вздорную бабенку, которая не состоялась в профессии, не состоялась как жена? Я говорю о последнем скандале с женой бизнесмена Попкова. Бедный мужчина! Эта модель его просто достала своими склоками. Сама гуляет, как последняя... А обвиняет его в изменах. А мне вменяет роман с ним. Пользуясь случаем, скажу: уважаемые господа, нет у меня с бизнесменом Попковым романа! Я умею общаться с мужчинами и без постели!
Плата за успех
Легендарная Майя Михайловна Плисецкая. Удивительная женщина. Я стала первой русской балериной, которой Майя Михайловна дала свое благословение танцевать партию Кармен. Она лично репетировала со мной этот балет. Какие замечательные репетиции у нас были! Плисецкая была настоящей женщиной! В театр она приходила всегда на высоких шпильках. И всю репетицию оставалась в этой обуви. Никто не мог понять, как такое возможно... Для меня Майя Михайловна Плисецкая была и остается идеалом женщины, балерины.
Я никогда не пытаюсь прогнозировать жизнь. Это неправильно. И мы, люди, не можем знать, что ждет нас впереди. Лично я ни о чем не жалею. Да, я сталкиваюсь на своем пути с несправедливостью, завистью, лицемерием... Но это плата за успех. Я убеждена, что многие люди талант, успех, красоту другого человека не могут принять. И начинается зависть, ложь, сплетни. Думаю, что все это я выдерживаю с достоинством!
Татьяна Тимука, Рига – Москва
(с) "Лилит"