Фотографии из личного архива
Прежде чем перейти к дальнейшему повествованию, предлагаю вам лирическое отступление. Я давно обещала дать портрет Классной Дамы.
Статья была написана и опубликована в районной газете 20 лет тому назад, специально в поддержку упавшей духом после всех злоключений одинокой женщины.
Когда-то она была образцом для подражания, самым важным человеком в жизни многих односельчан и моих одноклассников.
К счастью, на сегодняшний день она жива. Ей 81год, она тяжело больна, но по-прежнему в своем уме и доброй памяти. Да хранит ее Господь!
"Сквозь годы и осенние ненастья."
Прошло тридцать лет, как наш 10 «А» покинул родную школу. Но до сих пор мы приходим, приезжая в Соколово, к дорогому для нас человеку – к нашей Классной Даме.
Мы давно перешагнули рубеж зрелости, у многих уже есть внуки, но к ней по – прежнему идем с душевным трепетом, потому что для нас она – вторая мать, а мы для нее – ее дети.
У нее мы забываем о возрасте, о чинах и регалиях(полковник – ракетчик, главный экономист, главный бухгалтер, зоотехник, строитель, преподаватели, медики, рабочие – это мы, ее выпускники), потому что к нам у нее одно обращение: «Ребёнок!»
И мы счастливы, потому что у нас есть она, умеющая всех обогреть и найти для каждого доброе слово, помочь мудрым советом. В этой маленькой, но удивительно уютной квартирке нас всегда принимают с теплом и радостью.
Наши однокашники нам завидуют: « Вам хорошо, у вас есть Людмила Антоновна! А нам и пойти не к кому!»
И мы ценим этот дар судьбы. Действительно, нам хорошо, у нас есть, к счастью, Людмила Антоновна, женщина легендарной судьбы и несгибаемой воли, человек необыкновенного мужества и любящего сердца.
Маленькой Альдоне было два года, когда ее мать, Леокадию Викентьевну, репрессировали по политическим мотивам - мать двоих детей, домохозяйка и жена ювелира оказалась очень опасной для Советской власти!- и вместе с малышкой выслали из Литвы в Сибирь, в Нарым.
Если вы смотрели горький и страшный фильм о судьбе латышки из рыбацкой деревни, то сможете понять, какая «Долгая дорога в дюнах» была у нашей Классной Дамы.
Позднее над ними «смилостивились» власти. И когда Леокадия Викентьевна окончательно потеряла здоровье на лесоповале в северных таежных лесах, их сослали на поселение в Савиново.
Альдона( Людмила - в русском переложении) закончила училище и в шестнадцать лет стала работать музыкальным работником в Савиновском детском доме. Там было много детей репрессированных поволжских немцев, пострадавших от Советской власти, как и она, только за то, что родились в семьях «врагов народа».
Ее до сих пор с благодарностью вспоминают те воспитанники детдома, которых она поддерживала верой в лучшее будущее…
Мои родители жили в то время рядом с детским домом, и мама запомнила ее звонкий голос и мелодии, которые она наигрывала на пианино.
Мы учились в четвертом классе, когда в школе появилась новая учительница музыки, руководитель двух хоров. Для младших – с пятого по восьмой класс, для старших – с девятого по одиннадцатый.
Когда шли занятия с хором, ее рабочий день продолжался до девяти – десяти часов вечера, и так - четыре раза в неделю. В каждом хоре по пятьдесят – семьдесят человек, впоследствии – почти вся школа.Нагрузка-немыслимая!
Пешком, в мороз и буран, в жару и в дождь, ежедневно ходила Людмила Антоновна из Савиново в Соколово. А это более 10 км в оба конца.
Порой приходилось оставаться ночевать в холодной преподавательской, на старом диване, прикрывшись легоньким пальто.
А утром, как ни в чем ни бывало, идти на урок и петь, аккомпанируя нам то на пианино, то на аккордеоне ( с тех пор в школе пошла повальная мода на этот инструмент).
Многие из нас, влюбившись в мелодичные звуки аккордеона, стали музыкантами. Ее меццо – сопрано сводило с ума поклонников.
Ей предлагали учиться в консерватории, но она выбрала филологию.
Нашей Классной Дамой ее назначили, когда мы пошли в шестой класс. Преподавая пение, русский язык и литературу, одновременно училась на заочном отделении филфака в Бийском пединституте.
Какой она запомнилась? – строгой и веселой, гостеприимной и неугомонной фантазеркой. Ее дом стал любимым местом сбора класса.
Бедной тете Любе ( так мы звали ее маму) не было покоя, когда в маленькую двухкомнатную квартирку мы вваливались всем табором.
– И начинался веселый гвалт, в котором шла подготовка к какому – нибудь выступлению…
Спросите сейчас каждого – и мы собьемся со счета, вспоминая, сколько КВНов и различных вечеров было проведено в школе нашим классом. А сколько поездок с хором по районным и краевым смотрам мы совершили с Людмилой Антоновной!
В какие замечательные турпоходы с ночевками мы ходили, да еще брали с собой младших братьев и сестер! А сколько классных вечеров и дней рождений было организовано, какие стенгазеты мы выпускали!
А сколько сочинений – по два в неделю, объемом, самое малое, от 24 до 30 листов– мы написали! Вот оно ей было надо, читать наши каракули и проверять не только грамматику, синтаксис, но стилистику?!
Родительские собрания – только совместно с нами( ох, и краснели перед доской, понурившись перед такой зрительской аудиторией, лентяи и хулиганы!).
А когда вдруг каждый год начали умирать родители у наших одноклассников, - мальчишки приносили из леса сосновые ветки, из которых мы вместе с ней плели страшные еловые венки – и шли на похороны всем классом.
Жестокие удары судьбы учили нас сопереживанию. Именно тогда у нашей Классной Дамы появилась первая седая прядь на пышной шевелюре. Боль за нас проходила через ее сердце.
Тогда мы не понимали этого, но позднее, став взрослыми, ужасались: как она смогла все это перенести?!
Много позже, приступив к работе с детьми, я на себе почувствовала всю «прелесть» нагрузки классного руководителя, и поражалась ее выносливости.
Секрет оказался прост, как показал мне собственный опыт, - она жила нами, не отделяя себя от нас…
Мы злились на нее за приверженность к форме, порядку, дисциплине; ссорились с ней за повышенную, как нам казалось, придирчивость к нам.
Отстаивая свою свободу, сбегали с уроков физики( пусть «расколется» Раиса Давыдовна, ныне директор школы, перед своими учениками, как мы это «лихо» делали классе в седьмом – восьмом!).-Но были выловлены и с позором водворены на место...
Но мы не смогли сбежать от главных уроков, которые жизнь преподносила нам ежедневно.
Позднее, став абитуриентами вузов, мы не тратили ни дня на подготовку к вступительным экзаменам по русскому языку и литературе. -Знания этих предметов автоматически закрепились в нашей памяти.
Более того, мы, к стыду и конфузу приемной комиссии, умудрялись находить ошибки у самих экзаменаторов, получая с легкостью заслуженные (ею!) пятерки.
– Не случайно из двадцати двух одноклассников шестеро получили высшее образование( двое – еще и по второму высшему), девять – окончили техникумы.
Остальные имели по несколько рабочих профессий и ценились за свои умения и добросовестный труд, чему нас научила Классная Дама.
Не удивительно, что сразу же после нашего выпуска Людмиле Антоновне было предложено место завуча в Соколовской школе.
Выделяясь среди остальных коллег своими организаторскими способностями и разнообразными талантами, она не случайно попала в поле зрения районо.
Более пятнадцати лет она было завучем, зачастую возглавляя коллектив в период безвластия, когда менялись директора. Все, что она сделала для школы, навсегда вошло в историю села.
И что бы там ни говорили недоброжелатели, но качество ее уроков и знаний учеников остались на самом высоком уровне. И хотя она давно на пенсии, к ней до сих пор идут родители, упрашивая взять шефство над их детьми.
Репетиторство в городе стоит очень дорого. В Соколово Людмила Антоновна не берет ни копейки. А у людей, к сожалению, не хватает то ли совести, то ли понятия, чтобы правильно оценить ее жертвенность.
Хотелось бы сказать им: «Господа! Труд учителя – слишком тяжелый. И бессовестно эксплуатировать больного человека, забывая сказать ему даже «Спасибо!»
В жизни человека учитель играет огромную роль. Не случайно современные социологи и психологи утверждают, что на 60% становление человека как личности зависит от учителя.
Наш класс является неоспоримым результатом влияния такого
Учителя. У многих моих одноклассников эталоном для подражания была только Людмила Антоновна.
Тем более странно слышать от некоторых из ее оппонентов, что школа легко перенесла ее выход на пенсию. Это - потеря для всего села! И статистика уже подтверждает, как резко осела подготовка местных выпускников.
Как преподаватель техникума, в который поступали выпускники Соколовской средней школы, могу подтвердить странное совпадение: после ее ухода качество знаний у абитуриентов из данного заведения резко ухудшилось.
Ежегодный анализ, который проводят приемные комиссии техникумов и вузов Бийска, показывает, что, к сожалению, теперь Соколовская школа стала одной из самых слабых…
« Мы рождаемся, растем, живем, познаем окружающий мир, извлекаем из нас то, что в нас заложено, предлагая это другим. Извлекаем для того, чтобы другие могли этим воспользоваться, если оно им пригодится.
Вот это и есть служение. Это и есть Добро, которое в твоих силах совершить.
Прилежный учитель слушает других. Если же он не способен слушать, то быстро устаревает и становится посмешищем.
Учитель уважает других. Уважение – это умение прислушиваться к мнению других людей».
(Армстронг).
____________________________________________________________
С вами была Надежда и мой канал Эффект Бабочки. Подписывайтесь!
Ссылки на мои предыдущие публикации:
50. Не надо приходить на пепелища.Не возвращайтесь в прошлое, как я
20. Лирическое отступление. Или вы хотели песен? Их есть у меня!
5.Как Душа принимает участие в селекции рода
________________________________________________________
Полный список статей Вы можете посмотреть в моем блоге
Подписывайтесь на канал «Эффект Бабочки» и делитесь своими мыслями в комментариях и в социальных сетях.
За помощь в продвижении моего канала в социальных сетях буду всем вам очень признательна!
Если статья вам понравилась, буду благодарна за лайк ☺