Найти тему

Семейные мифы. "Мы - дружная семья!"

*** по страницам книги А.Я.Варга "Системная семейная психотерапия"

Семейный миф — это знамя, объединяющее под своей сенью всех членов семьи; идея, разделяемая всеми членами семейной системы. Идея эта не осознается, не называется, а "подразумевается". Знать о существовании семейных мифов полезно для сохранения благополучия своей семьи. Чтобы сформулировать свой семейный миф, достаточно ответить на вопрос: “Кто мы?”. Часто ответ бывает такой: “Мы - дружная семья!”.

Уже простое формулирование мифа даёт много важной информации для психолога. В такой семье "не может быть" ссор и конфликтов. "Сор из избы" не выносится, отношения не выясняются. Принято всюду бывать вместе, так как миф требует демонстрации на людях. Любое поведение членов семьи по отношению друг к другу понимается как проявление добрых чувств. “Я же тебе добра желаю”, или “Это я любя”. В “дружной семье” принято помогать, жалеть и быть благодарным. Негативные чувства — обида, гнев, неприязнь, разочарование — игнорируются или вытесняются. Под таким "флагом" семья может благополучно существовать довольно долго, на протяжении нескольких поколений (обычно трёх). Проблемы начинаются, когда кто-то из членов семейной системы оказывается неспособным игнорировать свои естественные негативные чувства к кому-то из родственников. Чаще всего слабое звено - ребёнок. Он доступными для себя, "разрешёнными" способами демонстрирует протест - "ненормальное поведение", по поводу которого семья и обычно и обращается за психологической помощью. Чаще всего это бывают тревожно-депрессивные расстройства, агрессивное, отклоняющееся поведение, анорексия... В семейной психотерапии в таком случае применяют термин "идентифицированный пациент".

Классический пример деструктивного влияния такого мифа "Мы - дружная семья!" описан итальянскими психотерапевтами С. Палаццолли, Л. Босколо, Д. Пратта, Л.Д. Чеккин в книге "Парадокс и контрпарадокс".

Герои - семья фермеров из Италии. Живут дружно, так как сами условия и сложности деревенской жизни требуют от людей взаимовыручки, единства, помощи и поддержки.

Старший сын женится на деревенской девушке, и средний сын женится на деревенской девушке. Семья продолжает жить дружно, так как новые члены системы - женщины из сельской среды - пришли в неё из семей с тем же мифом, свойственным для этого уклада жизни - "Мы - дружная семья!" .

Начинается война, и младший сын уходит на фронт. После войны он женится на городской женщине и приводит её в свой родительский дом.

Этой женщине очень важно войти в семью. Она проявляет лояльность к семейной системе: становится идеальной невесткой, у неё со всеми хорошие отношения, она всем помогает... Со временем родители умирают, а братья со своими семьями дружно переезжают в город и поселяются в одном доме. У каждой семьи своя квартира, но двери не запираются, и дружба продолжается, несмотря ни на что - ведь "Мы - дружная семья!"...

Идентифицированным пациентом в этой семейной системе стала 14-летняя дочь младшего брата и его городской жены. Её симптом - нервная анорексия, по поводу чего семья и обратилась за помощью...

На приеме у психотерапевта все разговоры клиентов были про то, какие они все хорошие родственники, и как они дружно живут, и как все дети - двоюродные братья и сестры — дружат между собой.

По ходу дела стало выясняться, что идентифицированная пациентка очень много времени проводит с ближайшей по возрасту кузиной. При этом она как-то странно себя ведет: когда вся семья собирается на совместную прогулку, она идет как бы нехотя. По мере выяснения семейной ситуации оказалось, что во взаимодействии двух кузин происходит нечто странное.

Двоюродная сестра пациентки совершала разные недружественные поступки в её адрес: "подкалывала", посмеивалась, вела себя неприятным для нее образом. Но то, что это были недружественные поступки, видел только психотерапевт. Внутри этой системы все происходящее объяснялось любовью и дружбой. А девушка при этом испытывала противоречивые чувства. Ей было нехорошо со своей кузиной, которую она должна была любить, а она не чувствовала любви. Но, находясь внутри этого мифа и точно зная, что "Мы - дружная семья!" , она сделала вывод о том, что это она неправильно чувствует, это она неадекватна. Болезнь стала для неё неким способом самонаказания.

Такое поведение одного из членов семьи несет послание: текущие отношения более непригодны, нужны перемены. Идентифицированный пациент как бы говорит, обращаясь к членам своей семьи: "Только если бы вы были иными, чем вы есть, я мог бы стать не тем, кем являюсь, а тем, кем должен быть"...

"Слабое" место "дружной" семьи - границы. Поэтому, чтобы избежать осложнений, именно в такой семье важно уделять повышенное внимание границам - как личным, так и границам нуклеарных (муж-жена-дети) семей, входящих в большую "дружную". Истинное уважение и деликатное отношение друг к другу - вот что нужно этой семье. У детей важно поощрять любое проявление индивидуальности, "непохожести", с уважением и пониманием относиться к проявлению эмоций, особенно негативных, и чуть больше внимания уделять развитию самоидентичности каждого из членов семьи.

-2