Найти тему

К 102 летию октябрьской революции

К 102 летию Октябрьской революции 1917 года или размышление о смысле данного исторического события в свете церковной истории

Прошло ровно сто лет с тех пор, как большевики, разогнав Временное правительство и Учредительное собрание, заняли зимний дворец в Петербурге. Сегодня, слава Богу, мы можем открыто высказывать свои оценки тех событий. Для кого-то это величайшее событие, изменившее мировую историю, историю нашей Родины. Для многих октябрьская революция была трагедией и личной и национальной, крахом веры в Россию, в ее народ. Каково же отношение Православия к октябрьской революции 1917 года?
Сто лет назад к власти в России пришли люди революционных идей, их власть оказалась гораздо прочнее власти Временного правительства и, чего уж говорить, прочнее власти последнего русского Императора Николая II. Многие тогда думали, что власть советов не надолго, но нет, большевики продержались у власти целых 70 лет, создав мощное государство, которое однако же довольно легко развалилось. В истории России было множество переворотов, однако еще ни один из них не менял так сильно образ России и ее народ. На каких исторических фактах основано отношение Церкви к революции?

  • Революция положила начало беспрецедентным гонениям на Церковь, веру, верующих людей, на религию в целом. Было казнено, замучено в тюрьмах и лагерях около 100 тысяч священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви по ложным и выдуманным обвинениям. Доходило до того, что священников расстреливали за «контрреволюционные анекдоты», за призывы не вступать в колхозы. Развалины тех самых колхозов теперь напоминают нам о печальных событиях, легших в основу их создания. Широкомасштабное уничтожение храмов и монастырей, разграбление церковных святынь — все это результат перехода к власти в руки партии большевиков.

Партия Ленина изначально придерживалась в своей идеологии идеи о том, что Церковь нужно ликвидировать, так как, мол, она служит интересам правящей элиты. Да и в принципе в основе марксизма и ленинизма лежит атеизм — эта вера будущего социализма, религия совершенного общества справедливости; а Церковь и вера в Бога — это ненужный «атавизм» прошлого. Но если насадить атеизм с помощью убеждения не получается, то большевики решили насаждать его силой в том числе с помощью ликвидации верующих как ненужной части общества, как вредного сословия. Если вы посмотрите списки репрессированных в годы советской власти, то заметите немыслимую для современного человека особенность — наказание зависело от принадлежности к определенному классу общества. За те же самые котрреволюционные анекдоты рабочего сажали на несколько лет, а священника же непременно расстреливали.
Постулируя свободу совести, власть советов жесточайшим образом попирала ее; проповедуя атеизм, насаждала вождизм и поклонение лидерам партии, присваивая им божественные свойства; разрушая православные святыни, создавала свои коммунистические полуязыческие святыни и мощи и поклонялась им (мавзолей Ленина).

  • Революция окончательно отторгла Церковь от государства в России. Государство доселе опиравшееся на Церковь, теперь решило уничтожить ее. И если Церковь не вмешивалась в дела государства, то государство активно вмешивалось в жизнь Православия. Дети в школах воспитывались без веры и нравственности. Результатом этого стало нравственное разложение народа — огромное количество абортов, разложение института семьи, алкоголизм, воспринимаемый как национальная особенность.

Однако, отделение Церкви от государства часто воспринимается сейчас как благо для Православия. Церковь сейчас не руководствуется интересами правящих элит, никто не указывает Патриарху какой должна быть наша вера, сколько должно быть епископов, сколько должно быть монастырей. А этим кстати не брезговали российские императоры. Ушли те времена, когда царь открыто назначал митрополитов, епископов и священников; когда императоры сокращали количество монастырей. Но это вовсе не заслуга революции 1917 года, а заслуга 90-х годов 20 века.

  • Революция — наказание Божие. Конечно дореволюционная Россия — это далеко не идеальное государство. Постоянное увлечение интеллигенцией Российской империи социальными утопическими идеями, отказ от веры отцов, и привели Россию к такому результату. Революция и советский период — это своеобразный вавилонский плен русского народа. Как и плен древних евреев он наступил в наказание за отступление от отеческой веры; как и плен вавилонский он длился 70 лет. Большевики пришли, словно древние вавилонцы, разрушили наши храмы, убили и увели в плен многих епископов, священников и простых верующих. Но Бог лишил их силы, и власть советов пала под гнетом собственных беззаконий, под давлением недовольства народа.

И сейчас мы, русский народ, все народы России, должны найти в себе силы для покаяния в преступлениях наших предков, которые они совершали до и после революции. Так, например, священник Ездра, молился, признавая грехи своих предков, считая их грехами всего народа в целом: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне. И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа Бога нашего...» (Ездр.9:6-8). А Неемия, правитель послепленной Иудеи так каялся в грехах своих отцов: «И исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили - и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему» (Неем.1:6-7).
Сейчас можно часто слышать, что мол, зачем нам каяться в грехах, которые мы лично не совершали, ведь не мы лично совершали революционные расстрелы и аресты. Но их совершали наши предки, наша плоть и кровь, люди нашего народа, а не иностранцы. Древние иудеи нашли в себе силы к признанию и покаянию в в беззакониях предков, неужели в русском народе не найдется такого покаянного чувства?
Покаяние это должно быть деятельным и выражаться в восстановлении храмов и монастырей, в восстановлении веры и нравственности, в признании тех событий преступлениями пред Богом, как это и было в Иудее после вавилонского плена; как это было в истории России когда царь Алексей нашел в себе силы для покаяния перед митрополитом Филиппом, убитым по указу Ивана Грозного.
священник Валерий Варнашов