Сегодня о российском кино, точнее – о его кризисе. Очевидном. Ведь уже притча во языцех: железные оковы тоталитаризма с оглушительным громом рухнули, мрачный демон худсоветов растворился, подобно утреннему туману, в свете солнечных лучей воссиявшего солнца свободы, а вместо шедевров наши режиссеры стали снимать не пойми что.
Нет, исключения, разумеется случаются. Но они – именно исключения. И с забугорным кино наши «шедевры» сравниться не могут, несмотря на солидные финансовые вливания со стороны, в том числе, и государства, то есть речь об откровенно плохих фильмах, ваяемых на наши с вами деньги.
Так в чем причина-то? Как ни странно, в цензуре, точнее сказать – в своеобразном ее изводе. Она ж никуда не делась, только трансформировалась. Ибо фильмы с акцентом на нравственность, героизм, подлинные жизненные проблемы (пускай в рамках соцреализма), некогда прославившие советское кино – сейчас попросту не в тренде.
Ныне на дворе – Вальпургиева ночь либерализма, диктующая свои правила, весьма тоталитарные, как тоталитарен сам либерализм – просто по своей сути. И на киноиндустрии это не может не сказаться. Написал приличный сценарий? Да кто ж такое снимет… Если только всей страной деньги не собрать – как на «28 панфиловцев».
Здесь, пожалуй, даже так называемая поп-музыка наиболее рельефно высвечивает масштаб кризиса в сфере культуры. Я вот не был никогда поклонником Юрия Антонова (расцвет его популярности пришелся на мое детство), но его творчество во времена развитого социализма – согласитесь, представляло собой добротную эстраду, несравнимую с тем, что мы имеем теперь. Даже с точки внешней эстетики, которой у нынешних «звезд» попросту нет.
Какой вывод? Ну, во-первых, государство должно перестать финансировать некачественные картины, подобные «Викингу», запрещать искажающие не только историю, но и, простите за пафос, подвиг народа (не только в Великой Отечественной), фильмы вроде «Т-34», «Сволочи» или «Праздник».
Ну а цензура? Она всегда была, есть и будет. Просто в условиях либерализма она заставляет снимать низкопробные кино с акцентом на псевдобытовые проблемы, тупой юмор и примитивный сюжет. Псевдоисторический характер картин эпохи либерализма – отдельная и крайне болезненная тема. А представляете, что будет с культурой, когда те, то стоит за спиной навальнят, придет к власти. Тотальная деградация искусства как такового. Сомневаетесь?
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков