Технологические достижения всегда тесно переплетались с искусством, последнее всегда с охотой пользовалось тем, что предлагает прогресс, и благодаря этому генерировало новые взгляды и подходы к восприятию мира.
Звукозапись и микрофон породили целую культуру слушания музыки и посещения концертов, сделали возможным существование музыкальной индустрии, внутри которой начали вращаться деньги, транслироваться идеи и ценности.
Появление электрогитары навсегда изменило рок музыку и породило новые жанры. Одним из таких эпохальных изобретений была драм-машины Roland TR-808 Rhythm Composer, которая повлияла и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку, породив не один жанр.
Каким же образом обыкновенный студийный инструмент стал проводников для сотен и тысяч хитов современности? В этой статье я расскажу некоторый подробности об этой легендарной драм-машине, ставшей первоосновой и тканью современного музыкального творчества.
Происхождение и особенности
Эта драм-машина была создана в Японии Икутаро Какэхаси в 1980 году и не снискав признания у музыкантов, выпускалась всего лишь в течение трех лет. Произведенным 12 тысячам моделям, тем не менее, было суждено изменить музыкальный ландшафт раз и навсегда.
Как и все гениальное, Roland TR-808 сначала никто не воспринимал всерьез. На тот момент этот инструмент для всех звучал слишком странно. Электронная музыка, какой мы ее знаем сегодня, была увлечением находчивых и устремленных в будущее музыкальных продюсеров, остальные же в драм-машинах в первую очередь видели компактный проигрыватель всех необходимых для продакшна звуков, максимально близких натуральным.
Однако, в Roland TR-808 барабаны не были похожи на настоящие, все звуки воспринимались через чур «искусственно» и многие недоумевали, для каких целей вообще можно использовать эту драм-машину, если она не повторяет звучание привычных всем инструментов.
Все начало меняться в 1982-ом, когда был выпущен трек Afrika Bambaataa «Planet Rock», который не только стал одним первых рэп-хитов, но и первый продемонстрировал миру, какой зажигательной может быть «синтетическая» музыка, созданная с помощью захаянной критиками драм-машины Роуланд 808.
Если этого могло и быть недостаточно для взлета популярности 808, то выпущенный в этом же году сингл Марвина Гэя «Sexual Healing» использовал прелести драм-машины уже на поле более легко усваиваемого публикой ритм-н-блюза.
Из чего состоит
Звуковое наполнение Roland TR-808 - скромный набор киков, бас-барабанов, снейров, различных клэпов, хай-хэтов и супер узнаваемый ковбелл («колокольчик»).
Еще одной фишкой этой драм-машины стало то, что теперь можно было создавать паттерны из ударных и даже делать полноценные композиции в рамках одного устройства, к которому можно к тому же подключать другие синтезаторы.
Влияние
В итоге такой минималистичный набор ударных сумел определить звучание популярной музыки на десятилетия вперед. Спустя несколько лет, Run D.M.C., Beastie Boys и другие пионеры хип-хопа толкали жанр вперед, основываясь почти полностью на арсенале Roland TR-808.
Техно и хаус начали развиваться, активно используя 808, что сформировало первоначальный вид танцевальной музыки, появился эйсид, джангл и десятки других ответвлений электроники.
Сегодняшний гегемон всех чартов – трэп, также соткан из 808 баса и тех самых ударных. От Дрэйка и Кендрика Ламара до Мадонны и Тэйлор Свифт – везде вы услышите отголоски или явное использование фирменных звуков этой легендарной драм-машины. Спустя 40 лет Roland TR-808 продолжает быть трендсеттером и главным инструментов в целой плеяде жанров.
Электронный проект, в свое время приложивший руку к популяризации рэйв музыки, 808 State взяли название от той самой драм-машины, то же самое сделали и известные трэп продюсеры 808 Mafia.
Выпущенный Канье Уэстом в 2008 году альбом «808 & Heartbreak» был целиком написан с помощью Roland TR-808, а в недавнем сингле A$AP Rocky «Babushka Boy» звучит тот самый ковбелл, сам по себе являющийся одним из почти обязательных элементов мемфис-рэпа 1990-х.
Roland TR-808 как современный аналог гитары
Золотой набор звуков Roland TR-808 перекочевал из своих немногочисленных физических аналогов в бесчисленные сэмпл-паки, разбросанные по всему Интернету. Многое было модифицировано, видоизменено и редактировано, но основной набор остается актуальным по сей день.
Битмейкеры и EDM-продюсеры используют 808, как каркас, нанизывая на него сэмплы, меняя тональности и накладывая уже сотни современных эффектов, которые предлагают компьютерные программы для создания музыки.
Те, кто хочет быть рок-музыкантом, в первую очередь покупает гитару, а те, кто создает электронную музыку или пишет хип-хоп биты обязательно осваивает 808. Достаточно зайти на ютуб и увидеть бесконечное количество гайдов и туториалов по тому «как накрутить 808 бас».
Удивительно, как одно смелое для своего времени изобретение с достаточно, на первый взгляд, ограниченным инструментарием сегодня воспринимается "как родное".
Вся чудаковатость и экспрессивность поп-музыки 1980-х, легкость и беззаботность старого хауса, забористость хип-хопа 1980-х и 2010-х - везде мы слышим эти узнаваемые звуки, которые могут вызывать как ностальгию, так и звучать вполне современно и свежо.
Сколько еще продлится эта власть 808-ых - загадка. Но пока эта эпопея и не думает заканчиваться.