Уже было много дискуссий на тему отрицательного влияния смартфонов, различных развлекательных карманных устройств на мозг ребенка. Вот и группа американских ученых решила проверить, действительно ли есть какое-то негативное влияние на мозг ребенка, или это просто какие-то домыслы. И на этот раз исследование проводилось, не ограничиваясь лишь одними данными статистики – были проведены серьезные лабораторные анализы, включая МРТ головного мозга детей. Данные опубликованы в издании JAMA Pediatrics.
Для исследования было отобрано 47 детей в возрасте от трех до пяти лет, прошедших тесты на когнитивные способности. Родителей попросили ответить на вопросы о привычках их чад во время пользования гаджетами. Вопросы к родителям были примерно такими: «Наблюдают ли они за тем, как их дети используют гаджеты?», «Часто ли их используют?», «Какой контент детям больше нравится?» и тому подобное. Всем испытуемым детям были сделаны МРТ головного мозга.
Сканирование мозга показало, что у испытуемых детей занижена «целостность белого вещества» - так сформулировали показатель авторы эксперимента.
Белое вещество – это нервная коммуникационная сеть внутри головного мозга. Целостность белого вещества – это то, насколько хорошо устроена коммуникационная сеть и развиты когнитивные способности человека. Когнитивные способности развиваются с момента, когда ребенок начинает говорить первые слова.
Джон Хаттон, один из исследователей, заявил, что существует неоспоримая связь между частотой использования гаджетов детьми и снижением «целостности белого вещества» головного мозга. Проведенные тесты на когнитивные способности показали, что у детей, участвующих в эксперименте занижены когнитивные способности, что явным образом отразилось на развитии их собственной речи и понимании речи окружающих.
«Пока еще не до конца известно каким образом время, проведенное с гаджетами, влияет на развитие головного мозга ребенка, но есть множество факторов, которые могут объяснить эту связь» - говорит доктор Университета Калгари Сигна Лорен Брей.
Лорен Брей, основываясь на результатах МРТ головного мозга группы детей, пришла к выводу, что чем больше ребенок проводит времени с гаджетом, тем более выражен синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это исследование также говорит и о том, что данный синдром может быть причиной того, почему детям так нравятся гаджеты.
«Трудно сейчас сказать с какого возраста ребенка «безопасно» приучать к современным гаджетам, но мы бы не стали советовать знакомить детей с маленькими развлекательными устройствами ранее трехлетнего возраста» – сделали вывод ученые.
Следующие шаги, которые будут предприняты учеными в дальнейшем, будут касаться более детального рассмотрения проблемы и нахождения четких взаимосвязей между пользованием гаджетами и развитием детского головного мозга. Также будет разработана программа рекомендаций по пользованию гаджетами детьми для родителей и детских учреждений.